Есть проекты, незаконченность и несбалансированность которых сразу хочется критиковать, а есть такие, которые, словно молодые неумелые таланты, заставляют болеть за них и надеяться, что они станут лучше. Но всё равно критиковать, конечно, иначе как они станут лучше? Aztaka – один из таких проектов. Это достаточно коряво собранная и явно незаконченная “метроидвания” в мире построенном на мифологии ацтеков. В ней достаточно интересных идей и интересных реализаций для того, чтобы любому любителю “метроидваний” хотелось ее попробовать, особенно тем, кого интересует дизайн игр. Но и достаточно глупо реализованных вещей, незаконченности и технического несовершенства, чтобы становилось сложно кому-то советовать ее покупать не в каком-то дешевом бандле или по очень большой скидке.
За что игру сразу хочется похвалить, помимо интересного сеттинга и подходящей к нему музыки, так это за редкий пример удачной реализации клавиатура+мышь управления в 2д метроидвании. Зачастую, эти игры лучше работают либо чисто с клавиатуры, либо с геймпада, но в Aztaka мышь вставлена и интересным с геймплейной точки зрения способом, и удобно сочетается с общей схемой управления. После Unepic, который я забросил из-за невероятно корявого управления, это игра очень обрадовала.
Само управление с мыши интересно сочетается с попыткой добавить action RPG элементов в платформер-метроидванию основу. Есть инвентарь с предметами, которые улучшают характеристику, есть характеристики, есть навыки, есть прокачка этих элементов и деньги на покупку предметов и зелий, которые улучшают характеристики. Есть побочные квесты. Всё это организовано и реализовано с явным уклоном в экшен РПГ и, благодаря мыши, взаимодействие с интерфейсом осуществляется не хуже, чем в, скажем, Diablo или Torchlight. В дополнение к этому, левая кнопка мыши используется для того, чтобы хватать и перетаскивать разные типы энергии, которые используются как для решения загадок, так и для обычных задач, вроде лечения или пополнения магии. Всё это реализовано весьма интересным и впервые встречающимся мне способом, и любопытно меняет некоторые каноны как экшен РПГ, так и метроидваний.
А вот “остальное в игре плохо”, так сказать. Локации симпатичные, но обычно очень линейные, за исключением двух-трех, в которых достаточно легко заблудиться из-за схожего ландшафта, зацикливания этих локаций и полного отсутствия карты. Но главным препятствием обычно являются весьма скучные враги, которые регулярно респаунятся за кадром, и которых единственная обычная атака – тычок копьем – убивает достаточно долго. К счастью, ближе к середине игры игрок может купить атаку прыжком (а именно, нанесения урона врагам, пока идет анимация прыжка, даже если при этом ранит и игрока), и до конца игры самым эффективным способом убийства врагов становятся прыжки на и вокруг них. Во многом из-за того, что этот тип атаки всегда наносит критический урон, что, как я подозреваю, является техническим недочетом.
А подозреваю я это потому, что в игре такого полно. Она может притормаживать, вылетает и долго загружается, некоторые навыки в игре не работают как должны, я один раз получил сейв проваливаясь под землю (к счастью, после какого-то времени я достиг “дна” и респаунился сверху как надо), одна локация у меня при каждом посещении выдавала разные визуальные глюки. А и еще в игре все локации помечены как “уровень №. Название локации” и в игре нет уровня 17. Я проверял – в папке нет такой карты. Есть 16 и 18 (и дальше), но 17 нет. Даже на карте мира есть одна точка, которая явно задумывалась как тот самый уровень 17 в пустыне, но уровень просто отсутствует. Разработчики обещали большой апдейт… в январе прошлого года, но с тех пор как-то тихо и только наконец заканчивают работу над Линукс портом.
Впрочем, если игру сильно обновят, как обещали, я к ней вернусь снова, хоть в этот раз я прошел в ней абсолютно всё и все секреты, какие невозможные и непродуманные вещи не нужно было для этого порой совершать. Просто потому, что не смотря на все эти постоянные глупости и дурные решения, в ней что-то есть, и меня это зацепило. Свежие хорошие идеи и сеттинг, и неплохие вариации на идеи существующие. Порой несовершенная и полная таланта фигня восхищает и радует куда больше пустой и сделанной по схеме, но идеально продуманной игры.
Спасибо за наводки на все метроидванни. :)
Обожаю эти игры. Можешь посоветовать что-то из лучших метроидваний, по твоему мнению?
Знаю La Mulana, в которую еще не играл. Прошел и обожаю cave story, knytt (все), пачку castlevania (sotn и все на ДСке).
Еще, кстати, если не играл, мне очень понравилась, приятная метроидвания (сюрприз) – Aliens Infestation.
не люблю Cave Story как платную, как бесплатный оригинал то ничего так.
Вообще, я бы не стал выбирать “лучшую”, потому что у них акценты разные. Для меня самым интересным обычно является исследование, потому мне очень нравится, скажем, серия Knytt, а многим такое не нравится, когда без экшен частей и новых способностей. Вообще, если чувак не раздражает, у DeceasedCrab по плейлисту советую пройтись http://www.youtube.com/user/DeceasedCrab/videos?view=1&sort=dd&shelf_index=5 – он играл в несколько разных интересных игр такого плана, большинство из которых бесплатные. Из-за него я Ла-Муланой и заинтересовался.
Хоть, конечно, SUper Metroid и продолжения (кроме Other M) – невероятно крутые, много раз перепроходил, хоть впервые прошел всего лет 10 назад. Кроме Prime, серии, с которой чуть сложнее вопрос поиграть для меня, но они все равно невероятно крутые.
И да, я бы был очень рад, если бы Aliens Infestation вышла на ПК, как бы это странно не вышло в результате, из того, что я на чужой ДС наиграл, там очень интересная смесь метроидвании с сурвайвал хоррор и роглайк элементами.
Угу, Aliens Infestation я прошел – коротенькая, но очень приятная.
С самой SUper Metroid не знаком – их сейчас можно только на эмуляторе поиграть?
Exploration – это да, самая сильная часть любой метроидвании, как по мне. Все книтт пройдены, андеграунд жду в стиме.
Кстати – Saira, тоже очень хорошая.
А как тебе сама серия caslevania? :)
Metroid серию сегодня можно либо легально в Wii U (и 3DS, наверное) Virtual Shop взять, она в Июне еще центов 30 стоила, что ли, но я лично никогда не пользовался и не знаю как там по регионам все решается, либо эмуляция, да. Нинтендо с эксклюзивностью на такую серию вряд ли станет расставаться, а вот почему обновленных портов или “коллекшн” изданий не было – неясно. Но Super Metroid действительно прекрасный пример обучения и рассказа истории через дизайн локаций, более поздние игры пытались сделать больше акцента на сюжет и монологи/диалоги, что не всегда работало (а в Other M довели до маразма).
Castlvania, как классическую поуровневую, так и “метроидовую” я больше уважаю, чем люблю, из-за ее сильного акцента на экшен и, особенно в пост-СОТН играх, акцента на прокачке и новых шмотках. Но СОТН и GBA игра про Сому Круза мне понравились. DS сиквел GBA игры про Сому мне в целом понравился, но рисование “магических печатей” показалось невероятно лишним и кривым, из-а чего я игру не прошел и остановился на битве со Смертью, когда у меня раз 5 подряд печать не воспринималась как правильно нарисованная.
Да, тоже считаю что эти печати были явно лишние, каждый раз выхватывать стилус – это ужас. Но с другой стороны получались у меня они нормально почему то.
Super Metroid обязательно попробую, спасибо!