Связь между “классическими” или “западными” РПГ и их японскими собратьями всегда была немного странной. Японские РПГ появились как попытка “создать свой wizardry” но быстро переросли этот порыв. И в итоге стали символом очень насыщенного сюжета с большим количеством персонажей, но условностью свободы действий и линейным прохождением. Почти полной противоположностью тому, как привыкли воспринимать западные РПГ – свобода действий, тысячи вариаций, возможность развить персонажа “смертельно неправильно” и более ненавязчивая, пускай и хорошая, сюжетная линия. В итоге, жанры разделились даже по платформам – джРПГ заняли консоли, а классические РПГ ПК. И как часто бывает с таким разделением, многие стали игнорировать тот факт, что и одному и второму жанру было всегда чему поучиться у собрата.
Этот факт явно осознавали BioWare создавая BG2 – игнорирование “сюжетно пустых” локаций, огромный акцент на сюжете и линейности. Запоминающиеся НПС в партии. Отношения между ними. Связь стала еще яснее в KOTOR. Некоторые люди странно критиковали и критикуют такой “обмен опытом” (привет, Dio), некоторые видят в такой связи будущее (вроде меня -_-).
Но еще я заметил одну странную мелочь, которая натолкнула меня на замечание других мелочей. Что и привело к тому, что написано в титуле – Mass Effect 2 напоминает Chrono Trigger. Да-да, одну из величайших игр всех времен. Японскую РПГ, которая до сих пор любима многими (включая меня). Но прежде чем вы приготовитесь прочитать здесь правду матку о том, как Bioware что-то “сперли” у ДримТим, предупреждаю – ничего такого тут нет. Связь есть. По крайней мере я ее вижу (i see live connections -_-). Но она не означает, что BioWare что-то украли. Нет, все немного иначе. Ах, ну и это… Тут, очевидно, спойлеры на обе игры. Так что, СПОЙЛЕР ОПАСНОСТЬ.
Во время прохождения Mass Effect 2 я заметил интересную закономерность. Точнее, заметил ход мыслей разработчиков – в игре есть “миссии найма людей”, которые являются обязательными для прохождения. По крайней мере до определенного момента. Есть суперобязательные миссии, которые появляются в определенное время, и которые игнорировать или выбирать нельзя и которые сразу отбивают возможность побочных квестов до их прохождения. Есть “сайд квесты персонажей” и есть “левые сайд-квесты”. Естественно, они так не называются, но определенно назвать их так можно. Более того, все сайд-квесты персонажей связаны с понятием “семьи” в разных его проявлениях.
Теперь давайте вспомним систему квестов в Chrono Trigger. Естественно, из-за отсутствия четкого разделения на квесты в игре (как часто принято в японских РПГ в целом) немного изменяет восприятие игры, но все же. В игре были квесты после которых мы получали новых персонажей. Причем один персонаж был опционален. Были обязательные для продолжения истории квесты, которые также отрубали возможность делать что-то еще, пока их не пройдешь. Были абсолютно “левые” сайд-квесты. И были специальные сайд-квесты с более длинным сюжетом о твоих НПС. Причем все они так же были связаны с понятием “семьи”! И это не упоминая факт, что финальный квест можно так же как и в МЕ2 начать в любое время (только “время” тут имеет несколько значений). А после прохождения игры один раз в абсолютно любое, с возможностью сражаться с финальным боссом в самом начале игры.
Разочарованы такой слабой связью? Может быть. Но согласитесь, что нарочно или подсознательно введя такую “формулу игры” BioWare заранее выигрывали, ведь “формула” Chrono Trigger, была проверена временем и успешна спустя 15 лет после выхода игры. Естественно, если очень постараться, то можно найти связи и в сюжетном плане и в плане персонажей, и даже в сути финального босса, но это уже в ваших руках, я писал пост не для этого:).
В целом, естественно МЕ2 не был бы таким отличным проектом только такой данью классике жанра, разработчики много старались для создания отличного проекта. Но если же эта дань была намеренной, то не знаю как вы, но лично я рад такому подходу. Все же, для того что бы создать отличную игру не обязательно стараться делать что-то инновационное, порой достаточно просто взять хороший пример и поучится у классиков.
P.S. Кстати, о связях с ME – попробуйте послушать полностью заглавную тему первой части, а потом главную тему первого сезона мною любимого Babylon 5. ;)