Ну вот и последняя часть Ys, доступная на Steam. Римейк Ys III: Wanderers from Ys, который изначально выпустили на ПК в Японии в 2005-ом году, потом немного улучшили и переиздали на PSP, а потом, почему-то переиздали не улучшенную ПК версию на Steam. Не то, чтобы совсем не улучшенную – саундтрек тут обновили, но все остальные бонусы, нововведения и ребаланс PSP версии, включая полноценную новую игру “плюс”, галерею и озвучку персонажей, остались эксклюзивом на PSP. Понравилась ли игра мне так же как Origin или I & II? Абсолютно нет. Понравилась ли мне игра вообще? В целом – да. И я могу представить людей, которым бы она понравилась еще больше по тем же причинам, по которым она меня бесит.
Собственно, начнем с того, что я не убил последнего босса. Мне надоело пробовать эту дурную многоступенчатую битву с корявым использованием платформинга игры, дурной особенностью специальных возможностей в этой части и откровенных bullet hell моментов, что я вообще терпеть не могу. В Origin я бы сказал себе “ну, можно погриндить немного и станет проще”, и это было бы правдой – как я и писал, я случайно перегриндился в той игре, и последний босс был ну совсем вообще легким. В Oath гринд тоже помог бы, но он бы занял много скучных часов. Я писал, что гринд в Origin не только не напряжный, а невероятно увлекательный – многие комнаты специально продуманы с учетом гринда, все системы и механики это учитывают. В Oath тот же движок (технически, наоборот – в Origin тот же движок, что и тут) и огромное количество механик, и логики работает точно так же, как в приквеле серии. Но при этом, все эти идеи с комбо и множителем опыта и прочих вещах, о которых я писал, которые мне так понравились, тут зачастую абсолютно бесполезны, потому что локации и расположение врагов построено словно вообще без учета этих идей. На всю игру можно насобирать буквально 3-4 комнаты, которые выглядят так, словно их задумывали для помощи в прокачке персонажа, но они зачастую абсолютно не помогают, особенно к концу игры, где и начинают возникать серьезные проблемы.
Собственно, к чести Oath, вопрос гринда у меня и не возникал до почти самого конца – тут как-то более ровно поднимается сложность и требования, и редко где желательно оставаться в одной-двух комнатах для опыта и денег. Многие битвы с боссами тут, пускай и не кажутся настолько оригинальными, какими мне показались боссы в Origin, но просто размерено требовательны к игроку, ну и некоторые реально очень увлекательны. Некоторые, впрочем, хороши в задумке, а на практике невероятно раздражают. Но всё равно, тут достаточно много интересных врагов и локаций, плюс, в отличие от Origin, игра построена как первые Ys и разделена на несколько “подземелий” (на самом деле, большинство из них не под землей) и город. Это дает большой потенциал на интересное построение сюжета и большое количество интересных персонажей.
Вот только этот потенциал, как по мне, вообще не раскрыт. Я говорил, что не могу назвать сюжет и персонажей прошлых Ys чем-то прям из ряда вон выходящим и особенно увлекательным, но в них было что-то этакое. Какая-то изюминка, интересные события, интересная мифология. Oath в этом плане невероятно скучный и его события, которые на черновике выглядят как что-то потенциально классное, как-то “ни о чем”. Есть большое зло, есть внезапные повороты и предательства, но как-то нет ощущения важности хоть каких-то из этих событий. Всё какое-то кукольное и глупое. Что обидно, потому что основа действительно классная, плюс, финальный босс вроде как еще намекает на общую мифологию игрового мира, которая впоследствии раскрывалась в последующих частях. Но мне действительно никто, кроме замечательного ломателя стен Доги, который вернулся из первой части серии, особо и не понравился.
Ну и к такой скуке в сюжете добавляется, как мне показалось, куда менее грамотно продуманный геймплей, чем в Origin. Магические атаки тут, к примеру, с небольшой задержкой, что особенно раздражает потому, что одну из атак нужно использовать для платформинга, которого тут слишком много и который тут намного, на очень сильно много надоедливей, чем в Origin. Скорее всего, это потому, что оригинальный Ys III, в отличии от первых двух игр, был двухмерной игрой с платформингом, практически один в один по задумке как Zelda II. Что странно, потому что, насколько я знаю, Zelda II с её 2D скроллинг ракурсом мало кому понравилась, но Falcom, видимо, было видней. Поэтому, в римейке есть некоторые комнаты, которые работают почти как 2D скроллер, и куда больший акцент на платформинг и прыжки, чем в Origin. И это, честно говоря, напрягает. Конечно, может, есть фанаты изометрических платформеров, где не всегда ясно, куда нацелен персонаж и на каком “уровне” глубины он сейчас находится и так далее, но я не один из них.
Поэтому, в отличие от Origin, который я любил с каждой минутой всё больше, и который я прошел три раза подряд (за каждого персонажа), гриндя каждый раз с удивительным для меня удовольствием, с The Oath in Felghana я разочаровывался и раздражался с каждой минутой игры. Мне было интересно в самом начале, во многом благодаря тому, что мне понравились предыдущие игры, но постепенно становилось понятно, что тут куда более раздражительней геймплей и скучней сюжет, и к концу игры, к моему рейджквиту из битвы с последним боссом, я перехотел играть в эту игру совсем. Возможно, кому-то понравится намного больше. Есть немало людей, кому эта игра нравится намного больше Origin. Но не мне.
P.S. Музыка тут неплохая, но даже близко не стоит с прекрасными саундтреками прошлых частей.