Ну вот, в этот раз я поиграл в Life is Strange не 3 года после выхода игры. Только чуть больше полугода с тех пор как вышел последний эпизод игры. Как и с оригиналом (и в отличии от Before the Storm), я остановился посреди первого эпизода не был уверен, что хочу продолжать, из-за чего прохождение затянулось на пару месяцев. В отличии от оригинала, впрочем, я не уверен, что рад тому что прошел игру до конца.
За что я сильно уважаю Life is Strange 2, так это за то, что игра даже не пытается быть “продолжением” прошлой игры. Ключевая связь тут тематическая – это снова история о том, как подростки/дети оказались впутаны в серьёзные события и к этому всему привязано сверхъестественное, что важно, но не является центром истории. В этот раз, игра рассказывает о двух братьях – 9-ти летнем Даниэле и 16-летнем Шоне, которые попадают в ужасное положение из-за которого им теперь необходимо скрываться от полиции. Теперь им нужно понять куда идти, как жить дальше, как выживать и что делать с тем, что Даниэль обладает способностью телекинеза. В игре вы управляете старшим братом, которому приходится быть образом для подражания, что уже не раз пробовали делать важной частью игровых историй раньше, но нарративно это хорошо реализовано, даже если и не ново. Ну и конечно же, ситуации в которые братья будут попадать на протяжении 5 эпизодов в каком-то роде гиперреалистичны, переполнены драматичными элементами добавленными для того, чтобы максимально понятно донести какую-то идею или показать как разные люди реагируют на братьев и их ситуацию.
Но если попытаться охарактеризовать эти ситуации и персонажей, то… ох, я даже не знаю. Большую часть времени я чувствовал себя полностью оторванным от событий на экране. С одной стороны, мне кажется что всё дело было в том, что в отличии от прошлых игр и даже бесплатного The Awesome Adventures of Captain Spirit (который связан с одним из эпизодов этой игры), мне сложно было найти в игре что-то, что вызывало бы эмпатичную узнаваемость, что-то “знакомое”, что-то действительно понятное по опыту. Мне показалось, что Life is Strange 2 намного сложнее понять, если ты сам не из англоязычной части мира, особенно США. Есть вещи, которые не просто логически понятны, а именно эмоционально близки независимо от отличий в социальной, экономической или исторической реальности истории и воспринимающего историю. И в Life is Strange 2 их очень мало. То есть – можно логически понимать, когда ситуация в которой находятся братья опасна, какая ситуация показывает расизм (хоть мне по опыту намного более знаком национализм или шовинизм), что должно вызывать радость, что означает свободу. Но всё это воспринимается исключительно на уровне – “а, ок, я понял”, без сопереживания, без эмоционального отклика. Словно ты расшифровываешь факты чужеродной цивилизации, а не переживаешь историю. Возможно, именно в этом была основная проблема игры, из-за чего меня история волновала не так, как мне бы хотелось бы.
С другой стороны, тут есть объективные примеры отвратительного повествования, где персонажи резко меняются или отказываются развиваться, где ситуация создаётся исключительно ради повышенной драмы, даже если это идёт наперекор всей логике. И вместо драмы получается пародия. И когда я думаю про огромное количество таких моментов в игре, я задумываюсь – может проблема не так в культурных отличиях, сколько в том, что историю тут просто рассказывать не умеют?
А ведь в игре есть и замечательные моменты. После неуверенного первого эпизода игра становится намного интересней, становится более напряженной, потом более милой… А потом всё превращается в фарс в Эпизоде 4. И к концу всё “в принципе не плохо”. Словно игра не знает, что она хочет рассказать. И какими персонажи должны быть. Даниэль как персонаж постоянно перескакивает между кардинально разными состояниями. То он абсолютно полный идиот, и не в плане “разбалованный ребёнок”, а в плане “он бы умер много лет назад попытавшись съесть электропровода назло остальным”. Но порой сценаристы превращают его в действительно сильного персонажа, который развивается по ходу истории. А потом он снова становится идиотом, просто потому что игре нужно создать конфликт. Потому что в очередной раз эта интерактивная история обещает намного больше возможностей, чем она в действительности может сделать доступными для игрока.
Пожалуй, именно в этом и лежит основная проблема. Life Is Strange: Before the Storm был цельной историей, пускай и с шаткими моментами. Life is Strange 2 пытается рассказать намного больше, намного громче, но не может. И даже с бесконечным количеством времени и денег, при создании интерактивной истории в которой игроки могут влиять на “живых” персонажей и активно менять события, разработчики достаточно быстро наткнутся на ограничения. И каждый предыдущий проект от DONTNOD показывает, что они всегда пробуют сделать намного больше, чем они на самом деле могут. Их нужно похвалить за то, что у них хотя бы на один эпизод или на одну полноценную секцию эпизода получается сделать действительно сильную историю. Но я бы очень хотел, чтобы они наконец осознали границы своих возможностей и делали то, что делают хорошо ещё лучше, а то, что не могут, стали делать меньше. Лучшие моменты во всех играх серии Life is Strange, включая разработанный другой командой Before the Storm, всегда завязаны на простых отношениях между людьми. В которых персонажи действительно раскрывают себя через слова, действия или даже полную тишину. Моменты, в которых игроку нужно сделать банально простой, но почему-то очень сложный выбор. Моменты, в которых опасность исходит не из какого-то огромного, неизвестного, уничтожающего реальность явления, а от двух хулиганов, которые загнали персонажа в подворотню. Когда нужно принять решение и наблюдать его последствия до конца истории.
В Life is Strange 2 такое есть, но слишком мало. Некоторые моменты тут невероятно прекрасны. Даже концовка, в отличии от первой игры, тут хорошая и показывает, что сценаристы заранее понимали как хотят закончить историю. Тут красивый визуальный стиль, невероятная “операторская работа”. Тут есть попытка делать ситуации с реальным течением времени и это получается плохо, и персонажи постоянно перебивают друг друга. Но попытка интересна. И может я живу в той части мира, где такую историю действительно понять сложно, можно только её расшифровать и перенести на местные совершенно другие реалии. Но тут и отвратительная подачи истории возникает слишком часто, и сюжет постоянно скачет между толковым и ужасным, и игра явно пытается сделать намного больше, чем может. Поэтому, мои впечатления от игры остались смешанными. Не апатичными, что хорошо. Но такими, из-за которых мне сложно кому-то действительно порекомендовать игру. Всё, что я могу в итоге о ней сказать, так это – да, неплохая игра. Но я больше всего рад тому, что игру наконец прошел и больше никогда играть не буду.
История первой Life is Strange развивается дальше в серии одноименных комиксов от издательства Titan Comics. Не смотря на дешевую рисовку аторам достаточно точно удалось попасть в характеры главных героинь. Плюс сюжет описываемых историй очень даже неплох. Рекомендую.