Вот и ещё около 5 раз я прошёл Resident Evil, к тем хрен знает скольких (наверное выше 50), которые я проходил его раньше, если суммировать все версии. Наверное, нет другой игры с таким количеством переизданий и версий. Давайте посчитаем вместе: Resident Evil/Biohazard (Saturn и ПК версии были с уникальным содержимым), Resident Evil: Director’s Cut (с несколькими режимами, включая такой, который переставляет некоторые ключевые предметы и переделывает некоторые загадки, поставлялся с демкой RE2 на диске), Resident Evil: Director’s Cut. Dual Shock edition (то же, что выше, но с поддержкой Dual Shock и феноменально херовым новым саундтреком), Resident Evil Remake (на двух Gamecube дисках, также часто называемый REmake), Resident Evil Remake (на Wii на одном диске), Resident Evil: Deadly Silence (порт оригинала на NDS с уникальными режимами и содержимым и в очень низком разрешении артов) и наконец Resident Evil Remake HD. Технически, это HD переиздание римейка переиздания переиздания оригинала 1996-го. И я проходил это всё много раз, потому что это Resident Evil, сучечке. Насколько хорошо, что эта версия вышла и вышла на ПК? Очень. При всей моей критике римейка, очень.
Для начала, кратко опишу то, что интересно таким же фанатам серии как я. Эта версия – не просто порт GC/Wii версии в разрешении повыше. Игра на Dolphin в высоком разрешении с модами не даст того же результата. Почему? Потому что это порт на другой движок, судя по всему MT Framework, хоть это нигде явно не указано. На ПК игра работает на 60 FPS, на высоких разрешениях, все задники были прихорошены фильтрами и прочими простыми инструментами, все 3D модели были улучшены вместе с текстурами на них, некоторые локации достаточно ощутимо воссозданы заново с большим количеством риалтайм элементов (что незаметно по памяти, но хорошо видно в прямом сравнении), почти полностью переосмысленно освещение и тени и, как мне показалось, немного обновлён шейдер воды (что свойственно MT Framework портам и других игр серии). Плюс к этому, игру можно проходить в 16:9 формате, что обрезает края локаций и пререндерных заставок – заставки из-за этого на диске хранятся в нескольких вариантах, а если локация не влазит в формат всем полезным пространством, то камера плавно ходит вверх-вниз. Ну и в добавку, в игру добавили ещё два бонусных костюма – из DLC для RE5 Lost in Nightmares (которое, к слову, вот-вот должно наконец появится на ПК вместе с удалением из игры GFWL). Ну и играть можно без танкового управления, что, впрочем, ожидаемо не очень хорошо сочетается с тем, как работает в игре камера. Есть, правда, и несколько ухудшений – как и в остальных MT Framework играх, появились дополнительные экраны типа “проверяю файл сохранения, ок, автосейв ок” и подобных, которых ещё больше, если включить поддержку отсылки статистики в RE.net. По этой же причине (хотя, может я тут уже сам не помню), сохранение работает таким же выскакивающим окном внутри окна печатной машинки, а не постепенно выпечатывающимся названием сохранения. Другой странностью является решение сделать заставки открывания дверей непропускаемыми – ранее все классические RE на ПК, в которых такие заставки были, позволяли пропускать открывание дверей, так как загрузки всего на ПК происходили очень быстро.
Ну а теперь для тех, кто не играл в Remake вообще. Это всё ещё классический survival horror в связанных между собой локациях, где нужно искать ключи и решать загадки, пытаясь не тратить сильно много патронов и предметов лечения на стычки с врагами, потому что враги всё так же опасны, а полезных предметов всё так же мало. Помимо аудио и визуального улучшения, в Remake было изменено несколько очень важных вещей по сравнению с оригинальной игрой. Враги стали ощутимо опасней – агрессивней, настойчивей и быстрей. Так, собаки в классических RE проще всего убирались пистолетом, тогда как в REmake выстрелы их останавливают только в прыжке и никогда иначе. Освобождаться от напавших врагов стало сложней, из-за чего в игру были добавлены особые предметы, которые позволяют оттолкнуть (и возможно даже сразу убить) атакующего. В противовес, некоторые захватывающие атаки врагов являются практически гарантированной смертью даже с полным здоровьем. Зомби теперь нужно уничтожать даже после “смерти”, иначе у них есть шанс через некоторое время превратиться в очень быстрых и очень опасных Красноголовых. Возможно, частично из-за этого, теперь у оружия (даже у магнума) намного меньше шанс расчленить зомби. Впрочем, из-за этого же подхода, теперь в игре нет “лежачих зомби” и практически нет ползающих, а упавший один раз зомби скорее всего “умер”, а не как раньше может сразу встать, если под ним не появилась лужица крови.
Очень сильно переделали и многие локации и практически все загадки. Порой к лучшему – например, вся стычка с акулой теперь действительно запоминается и интересна. Часто к худшему – в отличии от оригинального чёткого продвижения от одной локации к другой с только одним обязательным возвратом в особняк, теперь абсолютно все локации являются односторонними ответвлениями от особняка. И некоторые куски в самом особняке теперь тоже подразумевают, что нужно пойти в них, и потом возвращаться тем же путём, тогда как в оригинале практически везде можно было всегда двигаться вперёд, особенно если знаешь где что лежит. Действительно необязательных комнат в игре стало намного меньше, разницы между путями, которые игрок выбирает во время игры за Джилл и за Криса практически не осталось, элементы нелинейности в сюжете тоже очень сильно упростили (хотя в игре есть несколько любимых по оригиналу заставок и моментов, просто для их получения порой надо играть банально “хуже”, а не “иначе”). Что особенно странно учитывая то, что вариаций концовки сделали чуть больше из-за достаточно интересного изменения финальной “битвы”.
Помимо таких странных “потерь в переводе” на обновлённую версию, в игре было просто несколько достаточно печальных и не сильно увлекательных решений. К примеру, саундтрек в римейке построен очень странным образом. Возможно, чтобы “игра была страшнее” (что мне никогда не было понятно, потому что это Resident Evil, он не страшный) музыка играет обычно намного тише, намного реже и во многих локациях её совсем нет. Это странно во многом потому, что там, где сделаны очень хорошие новые аранжировки на старые треки, музыка звучит просто прекрасно. Но при этом, новые аранжировки на некоторые замечательные запоминающиеся композиции просто не сделали, а музыка изредка звучащая вместо них просто никакая.
Вопрос с оружием тоже меня огорчает. Я уже упоминал это выше, но оружие в игре стало ощутимо слабей. Особенно хорошо это заметно по пистолету – оружию, которое в классических RE оставалось полезным до самого конца. В REmake оно практически бесполезно и используется исключительно по нужде, и то желательно балансировать патроны так, чтобы никогда пистолет не использовать. Из-за этого особенно смешным является одно из всего двух бонусных орудий – пистолет с бесконечными патронами. Вау, как увлекательно -_-. Впрочем, и второе оружие тоже разочаровывает – портативная ракетница, должно быть круто, в оригинале оставляло от врагов обугленный торс. Но нет, как и с остальным оружием, шансов хоть как-то красочно убить врагов практически нет. Они упадут и всё.
Похожая сдержанность в игре была и с другим бонусным содержимым. Дополнительная высокая сложность и два весьма невесёлых на практике режима – в одном все враги невидимы (но можно играть на любой сложности), в другом – все ящички для хранения предметов не связаны магическим образом и игра намертво привязана к высокой сложности. Даже в Director’s Cut было намного увлекательней попробовать Arrange Mode после основного, я уже не говорю о том, что Resident Evil вообще в целом известен тем, сколько у него интересных дополнительных плюшек для перепрохождения. Анлоки, увлекательные режимы (Mercenaries RE4-типа стал настолько популярным, что его отдельной игрой выпускали), новые способы наслаждаться игрой. Но в REmake ничего такого нет. И это, вместе с разными уже всё таки устаревшими решениями, с нарочными “чтобы не как в оригинале” деталями, с некоторыми раздражающими вещами, делает игру куда менее интересной для перепрохождения, чем практически все остальные игры в серии.
Но это я просто раздражаюсь, что все классические части серии до сих пор не получили классного полноценного переосмысления, которое могло бы сохранить все классические элементы, всю нелиненость, метроидвания-подобность, все автоприцелы и избегания врагов, но всё таки вывела это всё в что-то куда более современное. Тем более, что небось всю эту замечательную детализацию из REmake, которая тут пререндерна, можно было бы на нынешнем железе воссоздать в реальном времени. Но имеем что имеем. Дефинитивную версию REmake, не очень дефинитивную версию первой части серии в идеале, но именно такую из всего доступного. Напоминание о том, что survival horror это всё таки в первую очередь исследование, загадки и атмосфера, и только потом экшен, которое может впечатлить людей сегодня, в пост-“Dark Souls популярность” мире лучше, чем в середине 00 и начале 00-ых и, может быть, вдохновить людей на хорошее возрождение жанра. Фанаты серии давно купили, те, кто хотят познакомится с тем, чем является жанр обязательно должны глянуть.
Спасибо за детальнейший разбор. Сам я давно собирался познакомиться с первой частью, тем более среди моих друзей есть пара тройка жертв аддикции, навроде вашей) и у меня вопрос: с какой версии начинать? Если оригинал это самое тру, то что это за уникальное содержимое в версии на ПК, и можно ли ей довольствоваться? Или всё же через эмулятор плойки? Или ремейк все-таки сойдет? Если что, я ко всякому старью с уважением и ностальгией.
Если есть доступ к PS1 версии Director’s Cut, которая не Dual Shock, то можно попробовать её. Если нет, на PSN версия только с говняным саундтреком. ПК версию запустить на современном железе невероятно сложно, даже версию, которую 1с (или Акелла, не помню уже) типа обновляли когда-то на дисках (они её нифига не обновляли). Если есть NDS, то Deadly Silence в оригинальном режиме хоть выглядит уродливей, но играется очень даже ок, тем более, что там есть удобные нововведения серии, которых даже в Remake нет (например, нож не занимает места в инвентаре и вызывается отдельной кнопкой, как в RE4 и дальше). Если и этого нет, то только эту версию римейка, GC и Wii версия просто не актуальна больше с таким переизданием.