Resident Evil 0/Zero – одна из самых странных историй разработок частей в серии. По крайней мере, из тех, которые были выпущены. С одной стороны, проект был большим долгостроем – о концепции приквела к первому Resident Evil задумались ещё во время разработки оного, а анонсировали и показали первые версии на N64 только через около 5 лет в 2000 году. После чего было решено все наработки забросить и воссоздать игру на GameCube. Но та демоверсия, которую изначально показали, создала определённый образ в голове ожидающих – Resident Evil на поезде. Оригинальная идея. Игр полностью посвященным событиям на поездах и так мало, а тут классический survival horror, а не, скажем, приключение. И поезд в вышедшей в итоге игре был действительно интересным. Только занимает он около 1/5 событий игры.
Нельзя винить Zero в отсутствии интересных идей. Два игровых персонажа одновременно, у каждого из которых есть свои уникальные способности, как для обычного геймплея, так и в загадках. Отказ от волшебных ящичков для предметов в пользу возможности оставлять вещи на полу в любое время. Свежие концепции для серии и для жанра в целом. Но реализованы посредственно, а интересных вещей из любых прошлых частей серии нет. Управление двумя персонажами, к примеру, с одной стороны интересно и делает некоторые ситуации и задачи оригинальней (RE5 и 6, не смотря на кооператив, значительно проще в этом). Но с другой стороны, обоих персонажей обязательно использовать скорее из-за вопроса места для предметов – инвентарь очень ограничен и некоторые предметы (включая всё оружие кроме пистолетов и ножей) занимают два слота. А значит, нужно постоянно заниматься менеджментом инвентаря, перебрасывая предметы между персонажами и сбрасывая что-то на пол “на потом”, что также приводит к излишнему и достаточно скучному бэктрекингу. Один из ключевых предметов, например, занимает два слота и его нужно протащить через почти всю игру. Но используется он около 4 раз за всё это время и при первом прохождении никогда не знаешь когда нужно будет снова за ним куда-то возвращаться. А после ещё долго тягаешь с собой, не зная, что он уже не будет нужен.
Хоть главная слабость, на самом деле, даже не в этих вещах, а в сбитом тоне игры и в откровенно скучных уровнях. Поезд в самом начале является самой оригинальной и интересной частью всей игры – остальное кажется сборкой разных незаконченных идей для других частей серии, которые слепили в одну игру. Истории и уровни в серии редко были совсем “логичными” или “хорошими” во всех пониманиях – уровни часто нарушали логику (полицейский участок без туалетов, сложные загадки без альтернатив для открывания дверей), сюжет зачастую был глуп. Но они делали это стильно, так, чтобы не забываться, чтобы быть увлекательными. В RE0 многое воспринимается как “ну ок”, что было ещё хуже в оригинальном релизе игры, где всё выглядело весьма серо-желтовато. В HD Remaster версии цветов ощутимо больше, но игра всё равно явно не знает что выбрать – цветастость всех предыдущих частей серии, или же “старый грязный” стиль REmake. И такая же посредственность ощущается во многих элементах. Тут откровенно никакие боссы, сбитое повествование, которое выглядит как испуганный пересказ истории серии школьником, который не был готов к ответу, скомканный темп с часто неоправданно маленькими локациями. Совершенно непонятно, почему не используются любые интересные идеи из предыдущих частей серии – враги не ходят между комнатами, нет ни уворачиваний, ни предметов самозащиты, нет ничего похожего ни на crimson head, ни на Nemesis. Нет даже особого разнообразия в развитии событий, кроме маленького отличия в самом начале на поезде, и возможности сделать объективно неправильный выбор в другом месте, после чего вместо короткой но логичной локации с одной загадкой игроку придётся бежать через полкарты назад и ещё больше париться с менеджментом инвентаря, чем хочется.
Но вот что хочется не критиковать, а хвалить, так это HD Remaster переиздание. В случае с REmaster обновления в основном коснулись визуальной стороны игры (и нескольких маленьких изменений баланса), поскольку игра сама по себе уже была такой, какая она хотела быть. В случае с Zero всё немного интересней. Визуально игра невероятно лучше выглядит, скорее всего потому, что исходные файлы для задников уровней (которые хранятся в формате видео, кстати) остались в архивах Capcom в родном высоком качестве. Помимо этого, много что ещё приукрасили, модели стали детальней, освещение переработали, добавили красок и контрастности, эффекты стали получше. Но главные перемены в управлении. Во-первых, добавили кнопку перезарядки в реальном времени – мелочь, но невероятно удобно. Во-вторых, альтернативное управление, которое добавляли и в REmaster, тут просто жизненно необходимо. По какой-то причине, танковое классическое управление в игре имеет дополнительные кадры анимаций на почти всё движение персонажей из-за чего игра получается более неуклюжей и неудобной, чем многим хотелось бы. Но в альтернативном управлении эти кадры убраны и управление намного отзывчивей. Плюс к этому, управление вторым персонажем правым стиком в таком формате намного удобней, а оно часто полезно. К сожалению, не обходится без таких резких смен ракурсов, что персонаж “заедает” между двумя камерами, если пробовать сменить движение, но их не так много и впечатления от игры с альтернативным управлением в целом намного лучше.
Ну и дополнительным бонусом в игру добавили безумно весёлый режим Вескера. В этом режиме игра проходится как обычно на нормальной сложности, но вместо Билли выступает Вескер в своём RE5 костюме (Ребекка в этом режиме тоже выглядит иначе, в RE5-навеянном стиле). Вескер умеет всё, что умеет Билли но плюс к этому может смешивать травы и имеет две сверхспособности – очень быстрый бег и возможность взрывать противников взглядом. Йеп. В любой момент можно вместо использования оружия зажать кнопку заряда этой суперсилы и взорвать всем зомби вокруг головы силой мысли. Как можно догадаться, этот режим не сильно сложный, но невероятно весёлый. А после единичного прохождения в нём открываются вообще все бонусы (у него нет рейтинговой системы и, к сожалению, своего Leech Hunter с Вескером), что делает режим ещё глупее. It is in your best interest to play it. UPDATE: Как выяснилось, бонусы можно получить и перед первым прохождением режима – достаточно получить бонусные анлоки на любой другой сложности и они открываются в режиме Вескера.
Рад ли я, что Resident Evil 0 переиздали в настолько отличном варианте? Конечно. Сделало ли переиздание саму игру лучше? Не намного, но определённо. Но это всё ещё более слабый представитель лучших Resident Evil игр. Быть одним из худших среди лучших тоже нормально – игра определённо лучше очень многих попыток создать классический survival horror. Но и сама она уступает другим примерам. Фанаты серии и любители классического survival horror обязательно должны в неё поиграть, особенно в этом обновлённом варианте. Для незнакомых с серией и жанром я бы всё-таки посоветовал начать с других частей серии, например с того же REmaster, если 1-3 нет под рукой. Всё же, что бы этой игре действительно не мешало, как и Code Veronica, так это получить полноценный римейк, который довёл бы игру до ума.
P.S. Для тех, кого интересует, как выглядит новая версия в сравнении с оригиналом, но на эмуляторе Dolphin на той же системе, я делал маленькое простенькое видео одной из первых заставок игры: