О времена: Half-Life, Opposing Force, Blue Shift

О времена: Half-Life, Opposing Force, Blue Shift

О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.

Ох, давненько я в Half-Life не играл… Серия никогда не была для меня настолько значимой, как для многих – мне нравятся все игры серии, я прошел немало модов для них, (безуспешно) пробовал делать моды сам, пару раз их переигрывал и я до сих пор их очень сильно уважаю за все те вещи, которые стали нормой в играх благодаря им. Но я не так фанат серии, как скорее небольшой поклонник.

Я решил перепройти оригинальную игру после того как фанатский римейк игры, Black Mesa, начал явно подходить к концу своей разработки. Но после прохождения подумал, что неплохо бы было перепройти и оба ПК дополнения к игре от Gearbox Software (третье официальное дополнение Decay официально осталось только на консолях, но есть неофициальный мод для ПК версии который я решил не трогать). В результате моё мнение об игре, в принципе, не поменялось.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

Пожалуй, самой сильной стороной Half-Life остаётся сеттинг и структура игры. Игра вышла в период когда многие разработчики пытались сделать что-то казалось бы невозможное в играх – создать реалистичный виртуальный мир, в котором можно делать что угодно и мир будет ожидаемо реагировать на ваши действия. В игры вставляли сложные симуляции и системы и, наверное, самым удивительным в истории разработки Half-Life остаётся то, что игра умудрилась сделать, а потом вырезать или же упростить к финальному релизу. Для неё задумывали невероятные идеи – противники, которые восполняют свои ряды в зависимости от того, как долго вы играете, противники могли собираться в отряды и стаи, а смерть лидера меняла их поведение, NPC могли живо общаться друг с другом – это и больше либо было из игры вырезано (полностью, либо частично с возможностью включить функции обратно), либо сделано настолько ненавязчиво, что вы скорее всего этого даже не замечали. И не смотря на то, что финальная игра была значительно проще, чем обещалось, она всё равно умудрилась стать одним из самых важных релизов в истории, последствия выхода которой можно до сих пор заметить в современных проектах.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

Виртуальный исследовательский центр Black Mesa действительно интересно исследовать, просто бродить, в нём полно фантастически-научных приспособлений, достаточно продуманная инфраструктура, полно ученых и охранников, с которыми можно взаимодействовать. И все локации в игре связаны друг с другом так, как никто до 98-го в жанре FPS и не делал. Это не совершенно открытый мир, который можно исследовать вдоль и поперёк, как было в System Shock за 4 года до этого, но всё равно есть ощущение исследования цельного мира которое вызывают metroidvania или классические survival horror игры (что особенно забавно в том же году вышел и Resident Evil 2, одной из ключевых локаций которого является огромная научная лаборатория). И все эти мелкие элементы и системы, которые к релизу упростили, делают этот мир даже ещё интересней и живей, чем он бы был без них.

Также нужно вспомнить, что в отличии от многих экшен игр до этого, в Half-Life была очень четкая структура игры, которая очень четко соответствовала событиям в сюжете. И каждая “глава” игры была со своим настроением и темпом. Игра начинается очень медленно и первые пару часов очень напоминают ужастики – научный эксперимент вызывает непредвиденные обстоятельства и вся лаборатория идёт коту под хвост. Вы бегаете по коридорам, которые всё быстрее переполняются агрессивно настроенными инопланетными существами и игра постепенно набирает темп. Пока не превращается в более типичный экшен, включает людей как противников, доходит до кульминации с босс-подобной перестрелкой, а потом резко сбрасывает всё в начало. И вы снова опасливо безоружно исследуете локации и решаете проблемы, пока игра не возвращается к той же точке экшена, а потом неожиданно сбивает вас с толку перебросив место действия на другую планету, в которой всё совершенно иначе (что многим игрокам не нравилось). Это не типично для экшенов и экшен приключений, которые в те годы скорее напоминали сборник классных уровней и ситуаций. После Half-Life игры стали выстраивать совершенно иначе.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

И в то же время… при всём моём уважении к этой игре, при том, сколько запоминающихся и классных моментов в ней есть, как я люблю первые главы и как многое в игре до сих пор не состарилось, я не очень люблю в неё играть. Игра вызывает у меня регулярное раздражение. Порой из-за невероятно глупого платформинга от первого лица, которое особенно адское из-за физики передвижения в игре, которая лично мне никогда не нравилась. А если учитывать, что порой этот платформинг ещё и предполагает дурацкие “прыжки с приседанием”, которые к счастью в жанре не прижились, то становится совсем плохо. Сложность в игре тоже очень скачущая. Порой кусок игры с кучей солдат безумно бесит из-за их живучести и количества, порой вы даже не замечаете как уничтожили пару бронированных машин. Люди-противники в игре вообще достаточно раздражающие, даже по сравнению с инопланетянами, не говоря о том, насколько лучше экшен стал ко второй части. В игре даже есть куски, когда понять куда идти дальше очень сложно, как тот идиотский момент в главе Surface Tension, где найти нужный люк ещё более-менее легко, а вот в каком из углов скалы есть проход, чтобы люк открыть – хрен найдешь.

И каждый раз когда я задумываюсь про Half-Life, к сожалению, я обычно вспоминаю именно эти минусы, а не все великие детали. И чем старше становится игра, тем меньше мне хочется к ней возвращаться. Ведь даже не считая странности Steam релиза, не считая что в широкоэкранном разрешении углы обзора горизонтально срезаются, что попытка играть в 4:3 всё равно запускает широкоэкранное разрешение, но с черными полосами по бокам, что некоторые размеры столкновения предметов с игроком сломаны – даже если всё это починить, мне всё равно не будет очень хотеться играть в игру снова. Собственно, есть даже версия где это всё починили – Half-Life: Source, правда у неё не меньше своих технических проблем, которые за все эти годы не починили, – даже в неё играть снова не хочется. Даже интересно, как Black Mesa поменяет ситуацию.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

Дополнения игры тоже нее сильно спасают ситуацию. Хоть мои воспоминания об Opposing Force и Blue Shift оказались более негативными, чем игры оказались на самом деле, мне сложно их назвать особо увлекательными. Opposing Force хорошо начинается, с даже более хорророватых моментов, чем основная игра, большим количеством приключенческих элементов и загадок, и неплохого исследования. В игре даже с экшеном немного получше, чем в основной игре хотя бы со стороны арсенала оружия (которое всё ещё слишком громкое). Даже задумку с управлением отрядами людей тут развили во что-то любопытное, ведь у солдат, которых можно с собой таскать, есть уникальные навыки, что в Half-Life 2 повторят похожим образом. Ну и передвигаться с помощью пушки-щупальца прикольно.

Но к концу игры, особенно самому концу, игра становится настолько невыносимо излишне экшеновой, что играть становится просто невыносимо. Вся находчивость куда-то улетучивается и её заменяют толпы противников и изобилие оружия, в котором начинаешь путаться. Ну и к концу игра выдумывает каких-то своих инопланетян, чтобы иметь своих злодеев и этих инопланетян в последующих играх ни разу не упоминали.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

Почти полной противоположностью получился Blue Shift, за что его очень критиковали на момент выхода. Но если честно, сегодня играть в неё было намного интересней, чем в Opposing Force. Игра намного более ограниченная, но в то же время и сфокусированная. Она больше напоминает первые несколько глав оригинала, больше про напряжение и хоррор инопланетного вторжения, больше про фантастику, больше про интересные лаборатории. В игре очень мало оружия и нет ни единой пушки из Opposing Force и с противниками так же. И ещё дополнение намного короче, что только к лучшему. К сожалению, последние куски игры становятся слишком однообразными и скучными и из них можно было бы спокойно вырезать половину.

Но в целом, Blue Shift получился очень прикольной историей, которая происходит где-то параллельно основной игре, и не мало задумок из этого дополнения переиспользовали, в более интересной версии, в Half-Life 2. Дополнение можно было сделать короче и разнообразней, но даже так оно воспринимается как приятное маленькое дополнение к основной игре.

Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива Half-Life, Opposing Force, Blue Shift, review, обзор, o tempora, о времена, retrospective, ретроспектива

И вот теперь, после прохождения игры и дополнений, я думаю, что к оригинальному Half-Life я больше не вернусь. Либо вернусь, но очень-очень не скоро. Мне всё ещё интересно, что будет в Black Mesa и как её можно сравнить с оригиналом. Который я все ещё очень уважаю, вместе с дополнениями. Но играть больше не хочу. Если вы всё ещё ни разу не проходили Half-Life, я советую её пройти, и не только в качестве урока истории. Было бы классно, если бы я мог посоветовать Half-Life: Source в виде “лучшей” версии игры, но к сожалению, с ней у вас скорее всего будет даже больше проблем, чем с оригиналом. Даже странно, многие игры которые предшествовали Half-Life, и многие которые скопировали его формулу мне все ещё нравятся, а вот сам Half-Life, со всеми его замечательными системами и инновациями, своим сеттингом и музыкой уже как-то не сильно интересен.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: