К моменту выхода Final Fantasy X в 2001 я только начал знакомится с серией. Только начал играть на своей PlayStation 1 и пытался нагнать знакомство с кучей крутых проектов, которые я пропустил или не играл сам. Много лет спустя я попробовал и эту часть. Она мне не понравилась. Тон, персонажи и мир мне совсем не понравились и я решил сразу проходить XII. Ещё спустя почти десятилетие я решил дать игре ещё один шанс. И раз в Final Fantasy X/X-2 HD Remaster на ПК, в который я и играл, включено и прямое продолжение и парочка других бонусов, я глянул и на них. Это было… странно.
Что-то в сеттинге Final Fantasy X меня раздражает и мне сложно четко определить что. Может тропическое настроение. Может размер. Что бы то ни было, первые часы с игрой мне давались очень тяжело. Персонажи, с которыми знакомила игра, тоже не спасали – все они были очень раздражающими и заносчивыми. Но я решил дать игре шанс рассказать свою историю и со временем все легло на свои места. Оказалось, что и мир (и его внутренняя логика) намного глубже, чем кажется на первый взгляд, и персонажи не такие простые. И игра начала мне нравиться.
Пожалуй, темы и повествование в Final Fantasy X можно назвать одними из самых сильных в серии. Особенно если считать только части, которые появились после появления озвучки (этой). Все не так гладко, особенно в плане визуальной стороны (разработчики ещё не разобрались что можно делать с камерой и порой вытворяли что-то невероятно глупое), да и актеры озвучки не всегда в тему (на английском). Но тут очень сильное и хорошо поданное повествование и, пожалуй, до сих пор лучшая попытка серии сделать акцент на линейное повествование, но при этом сохраняя традиционный jRPG геймплей. Персонажи очень хорошо развиваются, темы игры интересно подаются, сюжетные повороты хорошо рассказаны, даже если вы их знаете (я знал историю игры ещё с её выхода, но наблюдать все “вживую” было интересно), музыка почти не подводит, а смесь меланхолии и надежды в темах игры отлично завершают общее впечатление.
Даже геймплейные механики тут получились одними из самых интересных в серии, пускай лично мне они и не понравились. Тут попытались отойти от проблемы прошлых частей в погоне за самыми большими цифрами и делают акцент на правильное использование противоположностей. Использовать магию на врагов защищенных от физического урона, использовать нужные элементы, персонажей дальнего боя на летающих врагов… Да, всё это уже было в серии раньше, но здесь это не поощряется, а часто является единственным правильным действием, если вы не хотите, чтобы вашу команду разнесли. Тут даже можно попробовать пройти всю игру избегая прокачки навыков, ведь в битвах побеждают не большие цифры атрибутов, а правильные действия. Прокачка, к слову, построена вокруг системы “sphere grid”, в которой нет привычных “уровней” и “опыта”, а вместо этого даны пути развития персонажа тогда, когда вы хотите и так, как вы хотите. Это очень интересная задумка, которая бесспорно повлияла на последующие системы развития персонажей в ролевых играх, даже если не упоминать Path of Exile, в которой эта система почти идентично воссоздана.
Но игры живут не только на идеях, но и на их реализации и с этим в FFX не так гладко. Мне эти боевые системы, например, показались излишне сосредоточенными на постоянном микроменеджменте, поэтому в итоге я плюнул и начал использовать все те читы, которые встроены в Remastered версии, просто чтобы игра быстрее проходила. Проблема в том, что и прокачка каждой минимальной вещи, так и правильные действия в бою обычно подразумевают десятки действий в меню и непропускаемые анимации. Нельзя просто получить +2 к силе от побед в битвах, нужно выполнить десяток скучных действий в нескольких меню. А в битве часто приходится призвать нужного персонажа на одно единственное действие, после чего отправить их обратно в запас. Классно, что это можно делать в битвах, практически в любое время, но честно говоря, я бы скорее предпочел партию из 5 персонажей, которых нужно реже менять, чем 3 персонажа, которых нужно постоянно призывать и отсылать через меню. Как и предпочел бы, чтобы Sphere grid был проще, ведь большинство людей скорее всего не будут ничего уникально специализировать до самого конца игры, когда их персонажи прокачаны по заданному и предсказуемому пути.
Но системы всё-таки крутые, и я не удивлюсь, если кому-то они нравятся именно в таком виде. Я скорее удивлён, что многие критикуют линейность проекта до, фактически, самой последней локации. Мне показалось, что это как раз было сделано очень хорошо. Тут и большую часть вещей можно сделать за один заход без нужды возвращаться в конце игры, и темп сюжетного повествования никогда не сбивается. И линейность при этом не такой кошмар, который был в XIII. Игра воспринимается как путешествие, как приключение, и это очень классно.
Если бы только некоторые из эмоциональных и классных сцен не переходили практически сразу в случайные битвы… Или “загадки”. Храмы с “загадками” тут, наверное, одни из самых отвратительных, которые я когда-либо видел. А некоторые из побочных квестов, особенно которые добавили в International версии оригинала и оставили в нынешней версии, просто невероятно ужасны. А последняя локация в игре совсем лишняя, хорошо хоть концовка получилась достойной. Вообще, странно смотреть на игру сейчас и понимать, что очень много её визуальных элементов до сих пор отлично выглядят. Во многом благодаря грамотной смеси пререндера и реального 3D, которая настолько хорошая, что задаёшься вопросом почему её перестали использовать. Потом вспоминаешь, что это может означать (и в этой игре означает) ужасную неуправляемую камеру и всё становится на свои места.
Но… мне очень понравилась история Final Fantasy X. Я рад, что смог пересилить свои ранние раздражения об игре и начать её ценить за то, что она делает хорошо. Наверное, на сегодня это последняя Final Fantasy, которая (по крайней мере в оригинальном релизе) была действительно очень хорошо продумана и не казалась странной смесью кучи разных лишних идей. И мне легко понять, почему было принято решение впервые в истории серии сделать для неё прямое продолжение…
Только у них получилось что-то ужасное. Я выдержал только часа 3 игры в Final Fantasy X-2, пока не понял, что не могу больше. В плане геймплея тут очень классное обновление классической ATB системы из старых частей серии, но быстрее и с переключением классов на ходу. Из того, что я успел наиграть, геймплей в битвах был единственным, что мне действительно понравилось. Но всё остальное было так ужасающе, что я не выдержал.
Я понимаю, что Square Enix резко захотелось сделать тупое стереотипное “приключение тля деффачек” с примесью Ангелов Чарли. Я не понимаю, почему для такого эксперимента они выбрали часть Final Fantasy, сюжет которой полностью построен вокруг смерти и принятия потерь и боли жизни. Сходу на экране тысяча ужасных стереотипов, тошнотворных “шуток”, превращения второстепенных персонажей из первой части в стереотип “эпатажных геев”, невероятно плохая музыка и сюжет, который с самой высокой колокольни льёт навоз вёдрами на всё, что делало Final Fantasy X хорошей. Если не играть в оригинал, это просто шокирующе безвкусно. Если запустить игру сразу после оригинала, то это словно удар тухлой селёдкой по роже.
Поэтому, я игру не прошёл. На ужасающую трилогию XIII у меня хватало терпения, может потому что вторая часть меня хоть как-то зацепила. Но тут совсем не смог. Но геймплей тут хороший, поэтому может вашего терпения хватит.
Final Fantasy X/X-2 HD Remaster – очень прикольная сборка игр. Тут есть разные мелочные недоработки и в плане воссоздания оригинальных игр, и в плане того, как “читы” и прочие полезные опции вставили в игру (турбо скорость работает только с клавиатуры). Но если вам нравится Final Fantasy, то этот сборник иметь определённо стоит. ПК версия сборника у меня работала очень хорошо, так что, можно спокойно брать. Я вряд ли буду когда-то переигрывать в эту часть серии, но всё же рад, что наконец прошел FFX.