Max Payne 3 с первого анонса вырисовывался как очень неоднозначный проект. С самого начала были те, кто не верил в Макса без Нью Йорка и Remedy. Серия, которая заставила многих бросаться словом “нуар” направо и налево (не зная, что оно означает), становилась очевидно другой. И изменения редко бывают только плохими, или только хорошими.
Главное, что ощущается всю игру: это всё еще Max Payne. В других местах, с другой системой оружия, с укрытиями и перекатами. Но Max Payne. Особенно это хорошо ощутимо, если играть на нормальной сложности, а не пытаться сразу проходить на высокой (как мне зачем-то вздумалось). Rockstar, как и большинство современных разработчиков, подзабыли, что такое “хороший дизайн для шутера”, но понемногу вспоминают. Странно думать, что Max Payne 3 с его перестрелками, в которых ты куда-то двигаешься, а не отстреливаешь волны врагов на “арене” большую часть времени – редкость для жанра сегодня.
Что обидно, так это то, что между перестрелками игра постоянно хочет начать играть в себя, забирая управление для совершение простейших поступков и уводя вас в новую локацию, навсегда запирая прошлую. Смешно понимать, что всякие collectables в игре сложно собрать не потому, что они хорошо спрятаны, а потому что игрок может случайно запустить скрипт, который уведет его из локации, в которой осталась неподобранная или нерассмотренная штучка. Боязнь “наступить” на скрипт преждевременно стала очень привычна за последние несколько лет. И она не радует. Не радует и потому, что Rockstar либо хвастаясь крутостью своих заставок, либо криво оптимизировав загрузки не дает их пропускать даже людям с мощнейшими ПК с SSD приводами. Впрочем, возможно это исправят в будущем. Но пока переигрывание глав, с обязательным просмотром длинных заставок, не сильно приятный экспириенс, пускай заставки и хороши.
А заставки действительно хороши, как и озвучка, как и сюжет, как и постановка. Ничего сверхнового и открывающего глаза, но красиво. Голос Макса за кадром как всегда радует, попытка сделать “двигающийся комикс” с плавающими буквами гениально проста и эффективно работает; пост-эффекты, смазывающие картинку, отличны. Последнее, впрочем, может кого-то и раздражать. Но меня исключительно радовало. Впрочем, я обожаю стиль Kane & Lynch 2: Dog Days, в то же время как многие готовы были выцарапать себе глаза, – так что это сложный вопрос.
Но раз я уже вспомнил Kane & Lynch… Я выше написал, что игра чувствуется как Max Payne. И это так. Но ее атмосфера, ее музыка, ее сеттинг, ее новые элементы экшена постоянно заставляли меня думать: “Немного сменить сюжет, и вышла бы отличная игра в серии Kane & Lynch”. Прямо сейчас я слушаю великолепный саундтрек игры от нойзовых HEALTH, и вспоминаю музыкальные эксперименты Яспера Кюда для первого Kane & Lynch. Даже странно, насколько легко Max Payne 3 соединил в себе атмосферу двух настолько разных серий, сам того не желая.
Любопытно посмотреть, насколько эта игра своей (надеюсь) популярностью снова поменяет представление о шутерах от третьего лица, как это когда-то сделала первая часть. Было бы неплохо увидеть в других шутерах такие же попытки соединить лучшее из старого и нового в жанре, с любовью к деталям. Главное, чтобы никто не думал, что принцип заставок прерывающих геймплей в этой игре – хороший пример. Чтобы при отличной физике тела, было поменьше макарены. Чтобы системы вроде last stand не были настолько непродуманными и глупыми, а квиксейвы вернулись. Но сам Макс уже вернулся, переродился и пошел дальше. Посмотрим, куда он теперь придет.
Max Payne 3 в итоге получается не очень то популярный. В прессе стандартная оценка для AAA игры, продажи так себе. Перестрелки крутые, после Maкса запустил демку Spec Ops, и невозможно в этих укрытиях сидеть.
“а квиксейвы вернулись” а нужны ли они?
Определенно. С квиксейвами можно поднять челлендж (именно челлендж, а не просто совать всякие dick moves) не вставляя всякое говно, вроде Last Stand, который и сам по себе глуп, а реализован вообще непродуманно. Реализация реально корявая же – перезапустить чекпоинт в нем невозможно через меню, даже если ты знаешь, что убить противника и “ожить” невозможно потому что: а) у тебя нет патронов, б) он за стеной в) он уже мертв г) эйфория заставляет тело Макса выписывать невероятные и абсолютно бесполеные кренделя.
С квиксейвами проблема исчезает. Появляются другие, но я предпочту меньшее из зол – лучше возможность самому себе подпортить игру и отвечать за это, чем страдать от глупых решений, которые насаждает тебе игра.
Все же Kane & Lynch гораздо эмоциональнее, в рокстаровксом Максе именно этого не хватает…