Даже если вы не геймер, вы знаете насколько важной сегодня стала цифровая дистрибуция. Музыка, фильмы, книги, игры, программы мгновенно на вашем ПК, консоли, мобильном устройстве после покупки. Доставка зависит только от скорости интернет соединения. Не от расстояния до издателя, не от пробок на дороге и проблем на таможне. Цифровая дистрибуция позволяет давать один продукт на весь мир сразу в секунду релиза. Лень, как обычно, двинула прогресс. Но шансов, что вы знакомы с дистрибуцией как пользователь ПК или мобильного устройства больше, чем если вы пользуетесь консолью. Почему? Об этом, и других вещах, связанных с цифровой дистрибуцией игр, я поразмышляю в этом посте.
О чем мы мечтаем, когда думаем о цифровой дистрибуции? Думаю, я не сильно ошибусь, если скажу, что мы мечтаем о надежном, максимально централизованном сервисе, который мог бы позволить быстро и удобно получать купленный продукт в момент его релиза из любой точки страны. Но этот идеал наталкивается на огромное количество сложностей, когда попадает в реальный мир. Авторское право, решения издателей, попытки сохранить структуру старого рынка, вопросы безопасности и доверия, вопросы цены… Что мы имеем на сегодня?
На ПК ситуация кажется очень явной. Каждый крупный издатель пытается создать свой магазин, свой способ распространения продукции. И у каждого есть свои плюшки и свои кнуты с шипами. В результате, достаточно легко догадаться, почему большинство людей предпочло Steam от Valve. В чем успех Steam? Могу предположить, что в основном потому, что они сделали то, чего не хватало ПК геймерам – централизованную систему для игроков ПК. Там, где Майкрософт ничего не добились глупыми решениями за 4 года с программой Games for Windows, обычный клиент цифровой дистрибуции создал стандарты. Сначала для ПК на Windows, теперь для Mac. И отталкиваясь от идеи централизованного сервиса, Valve развивали и продолжают развивать идею, став неофициальным аналогом консольных PSN или XBL.
Microsoft недавно начали свой ответ, выпустив Marketplace для ПК, но продолжая допускать старые ошибки с игнорированием половины мира и чертовски неудобной системой GFWL-клиентов. Тем не менее, система GFWL может завоевать определенную любовь из-за своей “легкой” структуры (когда не надо запускать отдельный клиент перед запуском игры), более интернет-независимой структурой и грамотными решениями впредь.
Good Old Games тоже имеют несколько козырей в виде отсутствия каких-либо привязок и защиты, и стопроцентной гарантией поддержки современных систем. Для зарубежного покупателя такой же выгодой остается и их стабильная цена, которая всегда одинакова для любой валюты (вместо одинаковых цифр в цене для разной валюты), но для стран СНГ их обычная цена на такие старые игры может казаться завышенной. Сервис до сих пор местами неудобен и отсутствие нормальной социальной составляющей может кому-то показаться странным ходом (особенно когда есть вишлист, но показать его нельзя -_-).
Impulse и D2D все еще пытаются не терять свое влияние, но за пределами США про них уже начинают забывать. В основном из-за того, что на них редко бывают какие-то дополнительные плюсы и выбор игр часто достаточно ограничен. Возможно, скоро они будут так же редко упоминаться, как и огромное количество других сервисов, о которых я не буду писать.
Из всех сервисов от издателей единственный, который заслуживает внимания, сервис EA store. До недавнего времени на сервисе было очень много ограничений, а EA Download manager никогда не привязывал купленные игры (в ритейл) и “забывал” о них после переустановки сервиса. С недавних пор EA решили сменить политику, и теперь EADM вполне может стать частым гостем у ПК-геймеров.
Другой, который пока не заслуживает особого внимания, это сервис, который когда-нибудь может стать интересен для СНГ геймера – сервис от 1с. Являясь далеко не самым удобным сервисом сегодня, компания сейчас пытается развить его в нечто более удобное и приятное в использовании. Учитывая их понимание (в достаточной мере -_-) СНГ рынка игр, чего обычно нет в других сервисах, сервис от 1с вполне может стать интересным.
С мобильными платформами вопрос весьма прост – если это Android-девайс или Apple-продукт, мы имеем схожие сервисы App Store и Android market. Сервисы, которые заслужено популярны в первую очередь из-за цен на продукцию, которая очень часто меньше одного доллара. А людям нравится быстро получать маленькие приложения/игры по очень маленьким ценам.
В то же время, PSP и DSiware пока выглядят очень неубедительно. Слишком дорогие цены, слишком много неудобств, которые, скорее всего, упираются в договора с издателями игр и ритейл-магазинами, делают цифровую дистрибуцию на мобильных консолях не особо выгодной. Но с 3DS, Xperia Play и PSP2 ситуация может поменяться к лучшему…
На “больших” консолях цифровая дистрибуция вряд ли станет такой же нормой, как на ПК и мобильных девайсах, пока ее политика не поменяется. Слишком мало полноценных игр по слишком высоким ценам с ограничениями по скачиваниям и общей неуверенности, не снимут ли игру позже с сервиса, делают PSN и XBL не лучшим выбором (у Wii особой дистрибуции “больших игр” нет вообще). В то же время, “маленькие” и старые игры на трех консолях продаются на “ура”, несмотря на остающуюся неуверенность в будущей поддержке этих игр.
Довольны ли мы нынешним положением дел? Хотелось бы увидеть в будущем попытки подстраивать цены под рынок, а не рынок под цены в разных странах. Увидеть, как начнется меняться основа финансирования игр, что уже можно видеть на примере того же Minecraft. Хотелось бы верить, что цены и удобство app’ов повлияют на “большую” дистрибуцию тоже. Чтобы издатели начали отказываться от разных дат релиза в разных частях мира, от недоступности игр в отдельных странах (если это не перечит законодательству страны, к примеру ограничениям в Германии). Всегда есть, что можно улучшить, и мне очень интересно посмотреть, как цифровая дистрибуция будет выглядеть через пару лет.