Кем мы только не управляли в играх. От справедливых героев, до сумасшедших злодеев. От веселых раздолбаев, до мстительных социопатов. Но время от времени выходит игра, главным героем которой играть почему-то неприятно. И таких игр очень мало.
Я никогда не слышал столько жалоб о главном герое, как слышал жалоб о Вито из долгожданной Мафии 2. Люди, игравшие противными сумасшедшими социопатами в ранних GTA, люди, спасшие мир в тысяче игр, люди, не раз управлявшие безмолвным окном в игру – все они жаловались на Вито. После 30 лет игровой индустрии, внезапно выяснилось, что играть немотивированным простаком, без особых целей и мотивов, неприятно. Выяснилось, что люди готовы любить Славных Парней, Лицо со Шрамом и их главных героев, но им неприятно управлять Вито Скалеттой.
Я даже не знаю, почему это должно быть удивительным, но складывается впечатление, что этого никто не ожидал. Складывается впечатление, что SCE Santa Monica не сильно задумывались, превращая злого, но принципиального Кратоса из первых частей в социопатичного шизофреника в третьей. Не задумывались, насколько мотивация жестокости может влиять на желание игрока принимать в ней активное участие.
С другой стороны, мне понравилось играть за Вито. Мне нравится играть за Кейна и Линча. Я могу быть не согласным с их поступками, но их мораль, нестандартная для игр мораль, была как минимум свежей. Ведь столько игр стараются изо всех сил оправдать своих персонажей. Делаете игру про кирпичеголовых идиотов с подствольными бензопилами и желанием убивать – обязательно покажите, как они любят своих родных, друзей и близких. Делаете игру про чувака, который извращенно убивает противников подручными средствами на очки в реалити шоу – обязательно объясните, что сначала у него не было выбора, а потом он начал мстить. Делаете игру, где можно быть злодеем – обязательно сделайте злодейства стереотипно пафосными и эпичными, как можно более далекими от реальности.
И это понятно. Я как любил, так и люблю Legacy of Kain, не смотря на то, что расу вампиров переделывали из анти-героев в злодеев, а потом – когда надо было взывать симпатию и сопереживание игрока – из злодеев в трагических персонажей. Я как любил, так и люблю старые игры про 47-го, не смотря на редкие попытки его “очеловечить”, которые обычно смотрелись глупо.
Но время от времени найти в себе те эмоции, которые вызывает игра за Вито, за Кейна и Линча, за Кратоса в первой части, – очень интересно. Найти этот страх и нежелание быть “такими как они”. И время от времени выходит такая редкая игра, которая может это показать.