Геймдизайн Глазами Геймера: сомнительные награды

За последние три года сложно представить игру, в которой нет достижений/трофеев. Из основных платформ этой системы нет только на портативах и Wii, но даже и там отдельные игры используют локальные системы “достижений”. Множеству людей нравится “показывать онлайн, что они сделали”. Других система раздражает. Третьи ее высмеивают. Четвертым все равно. Я же пока не знаю, какую четкую позицию занять в этом вопросе. Потому и хочу высказать свои размышления вслух.

Важность существования достижений сложно не заметить – при получении каждого мы видим всплывающее окошко, которое сообщает нам о нем. На них просто нельзя не обратить внимания, и в этом заключается мой первый вопрос – не привлекают ли они слишком много внимания? Большинство игр использует ленивую систему достижений, где тебя награждают, чуть ли не за каждые два шага сделанные в игре и почти каждая консольная игра награждает игрока за прохождение уровня. Даже если забыть то, что по достижениям уже достаточно давно люди определяют и количество уровней игры, и определенные сюжетные повороты – это довольно серьезное вмешательство в игровой процесс.

Посмотрим на этот же вопрос с немного другой стороны. Если вы получаете достижение за прохождение уровня или за какой-то выкрутас в игре, захотите ли вы делать это снова? Вы прошли уровень/сделали что-то и это “все видят онлайн”, включая вас. Не будет ли это вычеркиванием пункта в списке “надо сделать” виртуального блокнота? Вычеркнутый пункт вряд ли кто-то станет записывать обратно в блокнот.

А зная, что достижения часто мотивируют игроков на совершение каких-то действий или банальное прохождение игры, разработчики вставляют их как можно больше. Я понимаю этот ход – если игра немного залажала в каком-то моменте, то можно мотивировать игрока пройти этот момент, наградив его потом. Но захочет ли он возвращаться? И не стоило ли просто не делать лажи в игре, чтобы не прибегать к искусственной стимуляции? (ох, как пошло и подходяще звучит)

Система достижений на LIVE доводит искусственную стимуляцию до высшей точки системой виртуального пениса – gamerscore. Игроки получают баллы за достижения в разных играх, и чем больше его gamerscore, тем… НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Система дает исключительно размер виртуального пениса, странным образом все равно заставляя особо азартных игроков покупать бесполезные игры как виагру. Дает ли это плюс разработчикам и издателям? Может – их игры покупают чаще, ради получения баллов за достижения. Влияет ли это на саму суть игр? Думаю, ответ очевиден.

С другой стороны, со времен старых игр нам хотелось порой похвастаться тем, что мы прошли несколько миров в Super Mario Bros. без единой смерти, что мы убили какого-то супербосса в Final Fantasy, что нашли все секреты в Doom. И система достижений – отличный способ для показания таких вещей. Не бесполезная штучка, которая выпадает из супербосса и которую нужно показывать, приводя к себе друзей. А такая же, в целом, бесполезная штучка, которую можно намного удобнее и сразу показать друзьям, которые сидят у себя дома.

Как мотивация игрока – пробовать разные способы игры, достижения также кажутся интересным инструментом. Но тут уже возникает вопрос “а дают ли достижения определенные преимущества?”. Если да, то это скорее будет мотивировать людей играть так, как они не хотят, чтобы получить определенное преимущество. А для игры, где можно играть как захочешь, это безумно глупо.

И я даже не знаю, можно ли однозначно относиться к системе достижений такой, какой она существует сегодня. Те же Valve в своих достижениях подошли чуть грамотней, делая акцент на действительных “достижениях”, которые при этом не дают тебе роста виртуального пениса gamerscore и не навязываются. Некоторые элементы все равно немного сомнительны, вроде откровенно гриндовых достижений в TF2, или ограничения оружия (а значит и стиля игры) на некоторые классы до получения определенного количества достижений. Возможно, для меня идеальной бы была система достижений, которая скорее работает как трофей за действительно сложные и опциональные вещи. Все те же супербоссы, прохождение бонусов, нахождение секретов. А остальные вещи можно посмотреть и в онлайн-статистике, главное ее удобной сделать. Да и общая статичность самих достижений определенно раздражает – вместо достижения “сделай то-то” второго “сделай то-то еще больше” и третьего “еще больше”. Почему не сделать одно, которое заменяет прошлое? Отказаться от структуры дерева?

Ох, ладно, я уже начинаю повторяться и заходить в какие-то дебри. Подытожив написанное, скажу, что сама идея достижений мне до сих пор кажется интересной. Но вот ее обычная реализация, в основном, только раздражает и отвлекает от игры настолько, что порой кажется, что достижения вводят вместо геймплея, а не в дополнение к нему. А это, определенно, не может быть хорошим. Ch-ch-ch-ch-changes, please?

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: