О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Mafia: The City of Lost Heaven в свое время успела наделать шуму… в ПКшной среде. Такой влиятельный и интересный проект получил огромное количество хвалебных отзывов, но остался для большого количества людей неизвестным благодаря двум факторам: длительной эксклюзивности для ПК (а после, порт на консоли был урезан и ужасен) и того, что многие ожидали безбашенности вышедшего почти на год раньше GTAIII и не были готовы к линейному сюжетному повествованию. Я очень хорошо помню свой первый опыт с игрой, свое офигевание, свой восторг. Но если проходить игру сегодня, уже после выхода продолжения и многих других игр, насколько устаревшей она может показаться?
С приятным удивлением я обнаружил, что не настолько устаревшей, какими часто оказываются игры восьмилетней давности. Совсем очень не настолько. Это не должно удивлять, ведь много вещей, которые впервые появились в Мафии, сейчас стали нормой. А некоторые и вовсе остались только в Мафии.
Мир и озвучка определенно устарели качеством «обработки», но до сих пор качественны в другом. Так, хоть слышно, что персонажей озвучивали по фразам отдельно и это потом склеивали, что создает очень изолированное звучание с частыми внезапными перепадами интонации, сами актеры до сих пор звучат отлично. Мир так же визуально, с одной стороны, кажется очень устаревшим с очень близкой отрисовкой, машинами из ниоткуда и пешеходами, которые наткнувшись на преграду всегда просто идут в противоположную сторону… с другой – тут и весьма умный ИИ водителей, и очень неплохие анимации, да и наблюдать, как по городу ездят трамваи и наземное метро, приятно. А еще в игре есть курение. Я, как человек некурящий, в играх почему-то очень люблю «крутое» курение. Которое, к слову, очень редко можно найти в играх. Пока что, по части крутости дыма от сигарет Мафия на первом месте. Ну, а по тому, на сколько круто персонаж выглядит при закуривании, Томми Анджело уступает только агенту Йорку из Deadly Premonition.
Вам может показаться странным, что я так зациклился на курении, но я всегда считал, что основной кайф игры – в мелочах. Именно мелочи создают общую картинку, и когда они проработаны по отдельности, картинка смотрится полной. Пожалуй, именно проработанность мелочей было тем, что сразило меня 8 лет назад. И, если честно, 8 лет спустя игра все так же со стороны смотрится хорошо. В заставках отличная постановка, сюжет все так же увлекателен (пускай и весьма прост) и персонажи все так же живы.
Но я не зря выделил, что Мафия отлично выглядит 8 лет спустя. Потому что игра должна еще отлично играться. А в этом она сегодня не так сильно радует. Хотя, опять же, она не кажется совсем уж устаревшей. К примеру, настолько модная сегодня миникарта+GPS, хоть и являются очень удобным решением, но полупрозрачная карта города, накладывающаяся поверх геймплея зажатием одной кнопки, очень удачно справляется с задачей и без миникарты. Зависимость точности от движения/приседания и необходимость прятаться за укрытиями тоже сегодня просто перешла на новый уровень удобства, но в Мафии смотрятся все равно приятно. Да и многие миссии, не смотря на глупые моменты, и сегодня увлекательны (миссия в отеле/церковь вспомнится всем игравшим). Но при этих хорошо состарившихся вещах, есть вещи не очень приятные. К примеру, физика машин вполне может раздражать. Или ненавистная еще в год выхода игры, миссия с гонками. Даже то, что нельзя мышкой вертеть камеру, когда сидишь в машине, жутко раздражает. В машине, которая с первого нажатия заводится и со второго может ехать. Которая одним нажатием действия выключается, и только со вторым персонаж выходит. Машине, которой так сложно управлять одной рукой, когда второй ты пытаешься прострелить колесо машины противника… Опять же – мелочи, которые удивляют.
В году 2010, 8 лет спустя после выхода игры и неделей спустя после выхода ее продолжения, в Mafia: The City of Lost Heaven чертовски увлекательно играть. Плюс в ней одна из лучших концовок в видеоиграх за всю их историю. Ей не хватает многих современных удобств, но ее «приятных мелочей» достаточно с лихвой, чтобы увлечь сегодняшнего геймера. It keeps balance in things. Yeah, balance, that’s the right word…