О времена — серия ретроспективных записей, в которых я прохожу игры из другого времени и проверяю, прошли ли они испытание временем.
Из всех “классических игр от BioWare” Neverwinter Nights (без дополнений) мне всегда казалась самой унылой. Игра была моим первым личным опытом прохождения RPG с активной паузой и я забросил своё первое прохождение со скуки, пока не прошел Baldur’s Gate и его продолжение. После возвращение к игре, она зашла мне лучше, но всё равно показалась мне скучной. Последующие дополнения, – Shadows of Undrentide и особенно Hordes of the Underdark, – оказались намного более приятными, но не смотря на это, базовые механики и системы NWN не перестали казаться мне намного менее интересными, по сравнению с предыдущими и последующими играми от студии. Если верить моим сохранениям, последний раз я проходил игру в 2006, и даже тогда не смог пройти игру заново до конца и заскучал.
В этот раз, я решил перепройти игру с новым изданием Neverwinter Nights: Enhanced Edition, которое вышло в 2018 и с тех пор активно обновлялось. И это прохождение прошло более успешно. Хоть моё отношение к оригиналу от этого не сильно поменялось.
Хоть множество идей в NWN похожи на то, что BioWare делали в своих предыдущих RPG с активной паузой, главным отличием этого проекта (по крайней мере при соло прохождении) было полное одиночество игрового персонажа. Тут не было привычной “партии”, только игровой персонаж и “наёмники”. И таких наёмников не могло быть больше одного на персонажа (а то и на всех персонажей, если играть кооперативом), в зависимости от кампании и от патча игры. Из-за этого, очень легко представлять NWN скорее “медленным Diablo с D&D правилами”, чем продолжением идей Baldur’s Gate, как многие ожидали. Это, конечно, тоже зависит от кампании и одной из главных интересных особенностей NWN было наличие многопользовательского режима, в котором можно было симулировать типичную настольную ролевую партию, включая отдельные способности для DM. Но именно как однопользовательская игра, NWN, особенно на момент выхода, была именно нудной action RPG.
Собственно, даже перепрохождение оригинальной кампании игры оказалось настолько же мучительным, как и в 2002-ом. Я не играл в Anthem, но не считая его, это определённо самая не интересная игра от BioWare. Которая, тем не менее, в каком-то роде создала “формулу”, которую студия будет использовать в нескольких последующих проектах. Есть какая-то древняя цивилизация, которая угрожает всему миру, есть какой-то персонаж-предатель с грустной историей и шансом исправиться, каждая глава игры разделена на основной хаб и ответвления, которые можно исследовать в любом порядке. Собственно, разрабатывавшаяся в то же время, но вышедшая год спустя, Star Wars: Knights of the Old Republic практически слово в слово цитирует историю из NWN, просто намного интересней.
Правда, не только история в игре бесит. К третьему из четырех Актов игра начинает растягиваться без особых причин. Поверх и так не сильно интересного сюжета и переизбытка побочных квестов она накатывает еще часов 10 очень скучного контента, который раздражает ещё сильнее из-за того, какие наёмники идиоты. Pathfinding в игре плохой, а задачи, которые вы наёмникам даёте (ими нельзя управлять напрямую) часто “теряются” и “забываются”, и их нужно давать снова и снова. Поэтому если ваш персонаж не имеет навыков взлома или обхода ловушек и вы бегаете с Томи, большую часть времени в последних актах вы будете просто стоять и ждать, пока он что-то открывает. Причем, не смотря на то, что в игре становятся закрыты каждая бочка и сундук, в этих самых сундуках обычно лежит какой-то бесполезный хлам. Не то, чтобы в оригинальной кампании вообще не было ничего хорошего, но в целом она просто не стоит потраченного времени.
Shadows of Undrentide воспринимается как глоток свежего воздуха после основной кампании. Эта история начинается с намного меньшим размахом и с совершенно новым персонажем (технически вы можете импортировать старого, но я не советую, так как дополнение рассчитано на свежего персонажа). И вместо эпичных деяний, история начинается со странных нападений кобольдов и гноллов, попыток обмануть гигантов, решений, которые влияют на “мировоззрение” персонажа и уникальных локаций. История и персонажи тут, пускай и не супер, но интересные и затягивающие. Поэтому, когда к концу история начинает подходить к эпичным ситуациям, это кажется заслуженным нарастанием темпа, а не очередной скучной и предсказуемой фигней.
Впрочем, и тут есть надоедливые элементы, которых к концу становится всё больше и больше. Порой именно потому, что игра старается создавать очень необычные и находчивые ситуации и задачи, что попросту не всегда хорошо работает.
Все эти годы с прошлого прохождения, я считал второе дополнение, – Hordes of the Underdark, – главной причиной вообще садиться за NWN. И хоть теперь, после перепрохождения, я не могу не признать, что мои воспоминания были более позитивными, чем игра оказывается на самом деле, она всё равно классная. Это прямое продолжение первого дополнения, поэтому начинается оно с уже достаточно высоких уровней, а под конец становится настолько до смешного эпичным, что удивляешься, как при этом игра не превращается в крайне скучный и гриндовый экшен.
Во многом этому способствует разделение на 3 главы, которые не просто делят историю на 3 части, но и делят всю игру на три кардинально разные по тону и атмосфере игры. Первая глава работает как просто приключение в подземельях, как что-то из Icewind Dale. Вторая глава очень сильно напоминает куски и идеи из Baldur’s Gate II. А под конец история совершенно неожиданно переходит к Planescape: Torment. Что немного утомляет, так это то, насколько часто все говорят какой крутой твой персонаж. Да и тот факт, что дополнение пытается рассказать невероятно сложную и эпичную историю за достаточно сжатые сроки ей в итоге мешает. Но всё равно результат оказывается увлекательным и совершенно не вызывающим уныния, как оригинальная кампания.
Чем ближе к концу, правда, тем больше тут проявляется проблем. Во второй главе, например, есть ужасный баг, который может превратить все магические предметы в тыкву навсегда. А в последней главе столько идей и механик, которые никогда под эту игру не задумывались, что бедный движок часто не знает как себя вести. И важный персонаж. например, может попросту застрять в стене и сломать игру. Тем не менее, если вы и решите играть в NWN, то в первую очередь из-за этого дополнения.
Ну а если таки перепроходить, то именно в Enhanced Edition. Когда это издание только вышло, причин играть именно в него, а не в Diamond Edition, который давно продавался на GOG, практически не было, ведь тут и багов было больше, и перемен минимум. Но спустя пару лет обновлений, Enhanced Edition и выглядит лучше, и играется лучше и включает в себя множество “премиум модулей” (это платные сюжетные кампании, которые продаются как DLC, но изначально создавались ещё до того как концепция DLC в играх существовала). В эти модули я толком не поиграл (возможно вернусь когда-то именно ради этого), но судя по обзорам, некоторые из них лучше официальных дополнений. Ну и если вам интересен многопользовательский аспект игры, с EE намного меньше мороки, чем со старым изданием.
Но стоит ли вообще играть в Neverwinter Nights? Если вам очень нравятся RPG на системе D&D (третьего издания), в которых бои с активной паузой, и если вам интересен мультиплеер или вы попросту готовы проигнорировать технически “основную” сюжетную кампанию игры и проходить только модули и дополнения, то вам может понравиться. Я всё равно скорее порекомендую Baldur’s Gate, Jade Empire, KOTOR или даже Dragon Age чем NWN. Но и в этой игре вас может что-то заинтересовать.