У меня с серией Might & Magic всегда были весьма своеобразные отношения. Я слышал про основную серию РПГ и смотрел, как мои друзья пытались проходить 6-8 части, но у меня не было на то время своего мощного ПК, чтобы проходить эти игры самому. А когда ПК появился и появилось желание, то эти игры отказывались работать нормально. Я смотрел, как играли в Героев, но если меня включали в хотсит, то даже так я вечно фигово играл. Но не смотря на это, меня сильно интересовала вселенная и серия. Я не знал о мирах в серии до Энрота, но я знал, что они существовали, и что для серии всегда было привычным к концу игры встретить Древних, взять у них футуристичное оружие вроде бластеров и пойти быть контрастом в фентезийном мире. В принципе, после прохождения Might & Magic X мне очень захотелось поиграть во все предыдущие игры, так что, может, я скоро узнаю об этом поподробней. В любом случае, я подвожу к тому, что это первая игра основной РПГ серии Might & Magic, в которую я играю сам, и третья для меня игра в сеттинге Ашана (там продают вкусные булочки!111!1), после Might & Magic: Clash of Heroes и Dark Messiah of Might & Magic. Так что, может, я не знаю определенных вещей из прошлых игр, могу не постичь их величия или еще что там, что могут сделать старые фаны серии. Но что я заранее могу сказать точно, так это то, что это одна из самых увлекательных РПГ, в которые мне доводилось играть за последние много лет.
Не смотря на то, что это не первая игра в своём сеттинге, людям, которые пропустили Героев 5, 6 и другие игры будет достаточно просто понять что к чему. Ведь все игры в сеттинге хронологически происходят через много лет после событий этой игры и непосредственно предшествующей ей Might & Magic Heroes VI, а во вступительном ролике (очень длинном вступительном ролике) всё равно рассказывается вся предыстория из шестых Героев. Плюс, и это можно отнести к минусам игры, сюжет в игре по большей части весьма простой и приземленный, и только к концу становится грандиозней. Только как-то слишком быстро и немного неловко. Это не сильно раздражает, потому что основной фан в игре всё равно идет от геймплея, но потенциал и интересные идеи тут были, и их можно было развить лучше и больше.
И раз я начал с минусов игры, лучше сразу перечислить все остальные. Игра немножко сырая – некоторые вещи явно работают не так, как должны, некоторые вещи немного криво сбалансированны, некоторые квесты работают глючно (но работают). Она оптимизирована весьма посредственным образом, и либо из-за особенностей Unity и открытого мира, либо из-за кривых рук разработчиков (скорее всего второе), тут есть очень странные тормоза, ближе к концу игры сейвы занимают заметное количество времени, случаются вылеты, предметы на карте загружаются с задержкой или некорректно. Учитывая, что это пошаговая игра с перемещением по квадратам, это никогда не становится проблемой, но неприятно. Тем более, что игра почему-то не умеет в letterbox и, судя по всему, нормально в полный экран работает только с 4:3 и 16:9, на моём 16:10 приходилось играть в окне, иначе игра растягивалась. Вообще, сходу видно, что игру разрабатывали на весьма маленьком бюджете и небось изначально планировали адаптировать под планшеты, хоть игра (пока что?) эксклюзивна для ПК. Ну и, конечно, Uplay становится лишним элементом, пускай он и без дополнительных ограничений, и игра спокойно работает в оффлайн режиме.
Еще нужно учитывать некоторые особенности баланса самих классов и квесты на престиж классы, которые работают немного… странно. К примеру, часто для престиж класса нужно пройти квест в какой-то локации, и обычно уникальный для квеста предмет и локацию можно открыть и исследовать любой партией, но квеста нет, и особые действия в конце локации, даже если там есть особый диалог, который говорит совершить действие в локации, выполнить нельзя. Это кажется глюком, но нет – “так задумано”. А баланс по самим классам сходу может быть непонятен: к примеру, в игре есть два класса, которые позиционируются как специалисты по дальнему бою. Но дальний бой в игре весьма не эффективен, более того, когда противник подходит к партии на одну клетку, то отойти от него уже нельзя, а лук и арбалет в ближнем бою работают плохо. Эти вещи можно обходить, в игре есть способы оттолкнуть врага или заставить его стоять на одной клетке, но я не нашел этому всему практичного применения. Не то, чтобы эти два класса были бесполезны – их можно прокачать с акцентом на ближний бой, – просто немного странно иметь классы, главный акцент которых в игре весьма неэффективен. Еще одной особенностью, которая не указана при старте игры, но которая весьма ощутимо может повлиять на опыт игрока с игрой, это разница между двумя сложностями. Возможно (и я действительно не успел еще этого проверить сам) на второй сложности в некоторых подземельях есть ловушки. По крайней мере, я находил отсылки на ловушки во многих локациях в игровых файлах. Я акцентирую на этом потому, что на обычной сложности ловушки в игре используются в одной комнате одного подземелья. Не смотря на то, что под них рассчитано целое заклинание, особый эффект, который можно получить по квесту и визуальная система указания, где они находятся.
Не смотря на эти абзацы, где я пишу, что в игре работает явно не так или не совсем так, Might & Magic X: Legacy – офигенная РПГ. Я давно не помню других РПГ, в которых было бы настолько радостное ощущение от того, что ты стал круче и умнее, теперь можешь зайти в те локации, в которых тебе быстренько надирали задницу до этого. Где битвы не работают простым “удар, удар, удар”, а нужно следить за здоровьем и состоянием партии, иметь людей, которые будут лечить, кастовать защиты и, если всё совсем плохо, воскрешать. Где интересно хитрить с позиционированием себя на карте по отношению к врагам, думать какие действия выполнять за какими. Невероятно увлекательно. И, что интересно, хоть это пошаговая система, нет ощущения, словно тратится слишком много времени на выполнение действий – всё выполняется очень быстро, пошаговость только стимулирует размышления над выбором того, что выполнять и в каком порядке.
Я могу понять, что старые фаны хотели бы увидеть высокобюджетный сиквел в духе M&M 6 и дальше, где пошаговая система была опциональной, где были немного другие акценты, где сюжет и события были грандиозней. Могу даже понять, если бы кто-то хотел увидеть революцию M&M 4-5 геймплея, от которого эта игра и отталкивается в первую очередь, насколько мне известно. Вместо этого, M&M X – эволюция и переосмысление всех старых механик под современные вопросы удобства. Ничего особо нового, просто всё работает быстренько и удобно. И если эта игра меня – человека, который обычно не любит “честный” пошаговый бой в РПГ, – заставила наслаждаться и захотеть поиграть в старые части, которые раньше мне казались “слишком старыми”, то, мне кажется, разработчики отлично справились со своей задачей.
Might & Magic X: Legacy – может, и не тот сиквел, который все хотели увидеть, но это игра, которых давно не хватало. И это отличное начало года, который обещает быть весьма занимательным для всех любителей РПГ. Возможно, стоит немного подождать, пока некоторые мелкие недочеты и вопросы с балансом исправят патчами, но это обязательная покупка для каждого, кто любит РПГ, и весьма неплохой старт для тех, кто хотел увлечься чем-то таким “олдскульным”, но кого отпугивали некоторые корявости старых игр.
P.S. Еще в игре на удивление удачный саундтрек. Не то, чтобы он был особенно отличным, но очень хорошо сочетается с геймплеем и приятно запоминается.