Понятие “ностальгии” понятно каждому живущему на свете человеку. Пускай у многих людей есть болезненные воспоминания из прошлого, но эти воспоминания никуда не деваются и порой наступает момент, когда человек грустит за “тем временем”. Видеоигровая индустрия существует как нечто массовое уже почти 30 лет и вполне естественно, что многие люди скучают за играми,в которые они играли в детстве. В детстве вообще много чего было лучше чем сейчас – как многие считают. Такая уже суть человека. Но особенно забавно смотреть, когда ностальгия человека, скучающего за игрой 20-летней давности передается людям, которых на время выхода игры не было на свете. Мне захотелось поразмышлять об этих вещах, ведь я тут уже пару раз сталкивался с ошибочным восприятием меня, как постоянно ностальгирующего за старыми играми, подчиняясь стереотипному мышлению. Что сегодня есть ретро-гейминг и почему он дорог так многим?
Что чаще всего сегодня принимают за “ретро игры“? В основном, все 2-д проекты. Если проект вышел месяц назад и в 2д, то он “в стиле ретро”. Откуда взялось такое восприятие и почему 3д так часто воспринимается как “эволюция 2д“, а не как отдельный жанр? Мне всегда казалось, что чем больше ограничений давит на разработчика, тем больше чего-то классного он сможет сделать. Конечно, во многих случаях, разработчик может просто сдаться обстоятельствам и отказаться от своего проекта. Но если он не отказывается, то выходит нечто необыкновенное. Конечно, вы можете не согласиться. Но просто попробуйте взглянуть на, скажем, Castlevania: Symphony of the Night – арт и анимация персонажей до сих пор выглядят абсолютно обалденно. Посмотрите на Chrono Trigger – игре уже больше десяти лет, но никто даже не пытался подойти к такой детализации мира, увлекательности сайд-историй и проработанности концовок, которые были там не просто пустой цифрой. Посмотрите на Silent Hill 3, который многими визуальными эффектами до сих пор не имеет равных по силе реализации, хоть реализовать сегодня их было бы намного проще. На то, какие красивые и отличные проекты часто выходят под период “смерти” консоли. На то, насколько сильным эффектом была темнота и туман в первом Silent Hill, хоть во многом они просто помогали консоли справляться с графикой. На то, чем стал Деус Экс, не смотря на использования, казалось бы, такого неподходящего движка.
Разработчики стараются выжать что-то из устаревших технологий, из ограниченного инструментария и порой делают то, что не превосходят другие проекты годами. Чем проще создавать игру, тем более “пустой” она часто получается. Но тем не менее, каждый новый виток технологий разработчики воспринимают как что-то, что может сбросить надоевшие неудобные технологии. Чем-то таким стал переход на полное 3д. Особенно поначалу, не обязательно было даже делать хорошие анимации и красивый арт – люди покупались просто за то, что это было 3д. Можно было делать МЕНЬШЕ, а получать БОЛЬШЕ. Со стороны же среднестатистического пользователя – это всегда был шанс похвастаться, что у тебя консоль/ПК делает 3д, а вот его друг, лузер такой, до сих пор на плоском 2д. Возможно из-за этих странностей и родилось такое предубеждение, что единственным “развитием” любой 2д игры является перенос ее в трехмерное пространство. Подобное сейчас можно наблюдать и в кино, кстати. Само сочетание 3D для много-го является лучшей рекламой. Вот так вот, возможно, и пошел переход от “ретро-игр”.
А сегодня разработчики и издатели видят новую истину – так называемое “ретро-возрождение“=прибыль. То есть, черт возьми! Можно клепать 2д проекты по старым сериям, которые вызывают у многих теплые воспоминания из детства, и люди будут покупать их просто из ностальгии. Качество может быть низким, продолжения могут быть хуже, чем предшественники далекой середины 90х, но люди КУПЯТ. Как рождение DLC, как рождение xbox gold account – мы, пользователи игр, мотивируем издателей и разработчиков драть с нас деньги. Пипл хавает.
Но на самом деле, под “ретро-играми” часто воспринимают не только старые 2д проекты. Порой к ним относят и то, что у нас любят называть “классикой игр“. И вокруг них есть тоже очень странный феномен, о котором я упоминал в начале поста – молодые геймеры принимают как должное, что, к примеру, Fallout – это круто. Они никогда не играли в него, как и, скажем, в Super Mario Bros., но все равно будут рьяно доказывать всем, что это best game EVAR! Впрочем, этот феномен встречается не только в играх. В почти любой сфере жизнедеятельности человека в той или иной мере такие вещи могут проявляться и ответ на “почему?” очень прост. Мы с детства находимся под влиянием чужого мнения. Чужого мнения, которое находится под влиянием чужого мнения. И так далее, но философские размышления тут не нужны, и так ясна суть. Но все равно, мне очень странно смотреть на людей, которые пытаются доказать, что любая игра из их детства, или детства кого-то, чье мнение им авторитетно, лучше любого нового проекта. Помнить и ценить прошлое – это круто. Только вот жить им зачем?