На “Rock, Paper, Shotgun” написали отличный пост по поводу, любимой мной, темы объективности обзоров видеоигр. Я когда-то писал краткое пособие чтения обзоров “для чайников”, на Destructoid уже шутили “самым объективным обзором на игру”. Но “Rock, Paper, Shotgun” подошли к вопросу с немного другой стороны. И, одновременно с этим, раскрыли тайну такой разницы оценок на Mafia II и другие сюжетные игры.
В своем “пособии” я писал, что обзор, по всей своей, сути не может быть “честно” объективным. Но на RPS очень хорошо заметили, что в оценке игр очень многие стараются приблизиться к такой “псевдообъективности” (они, правда, ее там все равно считают объективностью) по очень простой причине. Зачастую видеоигры обозревают с чисто технической стороны. И, согласитесь, намного проще поставить “максимально объективную” оценку, когда ты оцениваешь готовый продукт, сравнивая его с тех. стандартом. Так, игры всегда было принято оценивать по параметрам вроде графики, звука, стабильности, элементов геймплея, реализации каких-то идей, инновациям в жанре. Оценивали банальным сравнением со “стандартом” в жанре.
И все было просто, пока игры старались идти по принципу – продуманная техническая сторона и потом в приправку сюжет. Но в Мафия 2 техническая сторона, геймплей намертво привязаны к сюжету. Тут не просто “сюжет дает контекст действиям”, тут “действия подстраиваются под сюжет”. И тогда возникает элементарная проблема – такая сильная привязка к сюжетной части не может не добавить субъективности в оценку игры.
Почитайте главные жалобы людей, которые плохо оценили Мафия 2. Там практически всё упирается либо в недовольство сюжетом и персонажами, либо геймплеем (от того, что сюжет недостаточно радовал и не оправдывал геймплей). В то же время, люди, которым понравилась игра (вроде меня), так же упирались в сюжет и персонажей. И мы получаем такой разброс оценок на одну игру, где все оценки упираются в сюжетную часть.
Мафия 2, пожалуй, первый “большой” проект, оценка которого может серьезно изменить представление людей об обзорах. Ведь игр, упирающихся на сюжет, становится больше. И их средняя оценка всегда будет более смешанной и ниже оценки тех игр, которые делают ставку на геймплей. И признание людей такого простого факта, что нельзя доверять одному обзору игры на 100%, меня определенно радует. Это значит, что люди начинают понимать, насколько глубокими и многослойными могут быть видеоигры. Плюс, мое пособие со временем будет становиться все более и более эффективным :).