На днях Софи Прелл написала для Penny Arcade Report замечательный пост о том, как рекламный ход с The Phantom Pain хорошо показывает застой с новыми IP в игровой индустрии. Я очень советую его почитать. Я соединю основные пункты этой статьи со своими размышлениями на ту же тему.
На недавно прошедшей VGA 2012 был показан любопытный трейлер игры с сурвайвал хоррор/стелс акцентами от неизвестной шведской студии Moby Dick Studios, лидером которой является некий Joakim Mogren. Буквально в первые же часы после анонса, люди расшифровали тысячи спрятанных намеков на то, что игра является новой частью в серии Metal Gear Solid, что Joakim расшифровывается как Kojima и прочие мелочи. Все обрадовались новой информации о любимой многими серии, посмеялись, что разгадка была настолько очевидной и пошли дальше по своим делам. Но в этом рекламном ходе скрывается достаточно интересная проблема современной игровой индустрии – очередная часть известной серии для того, чтобы заинтересовать людей, замаскировалась под абсолютно новую игру от новых разработчиков.
Я люблю серию Metal Gear, мне нравится глупый но стильный бред, который сочиняет Кодзима, Софи тоже признается, что обожает серию и покупала коробку с MGS4 как можно раньше, чтобы Кодзима ее подписал. Пожалуй, нет ничего плохого в том, что выйдет новая игра в хорошей серии, особенно если сама игра будет хорошей, даже хоть сам автор серии пытался ее закончить не один раз. Но вспомните свою реакцию на анонс Watch Dogs или Remember Me? Вспомните, с каким удовольствием и рвением люди давали деньги на несколько абсолютно свежих Kickstarter проектов, вроде Project Eternity или “адвенчуры от Double Fine”? Индустрии сейчас, как никогда, нужна новая кровь и эксперименты, чего в последние лет 6 стало ощутимо меньше.
Можно понять, что бюджеты игр дошли до тех глупых отметок, когда многие издатели и разработчики считают, что безопасней просто придерживаться готовой формулы. И некоторые, весьма тепло встреченные игры не смогли нормально окупиться, порой даже с печальными исходами. Достаточно вспомнить ситуацию с L.A. Noire или Kingdoms of Amalur: Reckoning. Но есть и другие примеры: есть Dishonored, есть Journey, есть Sleeping Dogs. И это только в этом году, и, что тоже важно, две игры из списка не имеют мультиплеера – еще одной “страховки”, которой любят пользоваться сегодня. И есть множество игр, которые пускай не сорвали куш, но будучи совершенно свежими IP, получили множество положительных оценок и неплохо продались: достаточно взглянуть на совсем недавний Mark of the Ninja, вспомнить удивительный успех Amnesia: The Dark Descent или еще раз удивиться хорошим продажам такого нишевого экспериментального проекта как Dear Esther. Были ли бы эти игры встречены с такой же любовью, если бы они были игрой номер n в какой-то устоявшейся серии?
Нет ничего плохого в сериях игр, в сиквелах и явных подражаниях. Огромное количество игр, которые входят в список моих любимых, не были первыми ни по механике, ни даже по серии, в которую они входят. Но когда игра пытается заинтересовать людей притворяясь чем-то новым, когда игры как никогда раньше стараются убрать цифры из своих названий, когда основные анонсы на следующий год практически полностью состоят из сиквелов, спин-оффов и подобных… Тогда становится немного обидно, что The Phantom Pain не новый IP, а Moby Dick Studios не новая талантливая студия.
Мне кажется такой ход Кодзимы не верно поняли. Это не попытка заинтерисовать новой IP.
Это сознательная провокация, причем не очень прикрытая, тут яркий визуальный ряд, и собственно главная интрига спрятана настолько на поверхности. Такой розовый слон, о котором предлагают не думать и не говорить, как раз, чтобы более-менее внимательные в первый же день рассекретили “хитрый план” и написали об этом в твиттер.
В результате в первый день после конференции только самые ленивые не написали про то как они ловко раскусили Кодзиму. Вся лента была об этом, и половина новостей в тот день.
О прочем с VGA почти и не вспоминали, так кое-кто написал про игру года для TWD, даже про HL2 как игру десятилетия особых споров не было. То есть да, план удался.
я честно пытался понять Metal Gear Solid. у меня ничерта не вышло)) чем он так нравится множеству людей?
Снейк жрет ворон в российских джунглях, разговаривая по кодеку о фильмах 50-х-60-х
и?
Но есть и другие примеры: есть
>Dishonored
Продался немногим более Амалюра, просто у Беседки нормальные ожидания относительно запуска новых IP в отличие от инвесторов 38 Studios.
>Journey
Полу-инди проект, маленький, дешевый в производстве, да еще и для поддержания статусности PS3.
>Sleeping Dogs
Это-то тут что делает? Это же перезапуск старой франшизы.
>Mark of the Ninja
Инди, несравнимый бюджет и объем
>Amnesia: The Dark Descent
Аналогично
>Dear Esther
Аналогично
Для непосредственного разработчика отдача от маленького инди-проекта может быть гораздо выше, чем от участия в большом проекте, даже несмотря на то, что продажи там совсем не многомилионные.
Но крупный бизнес на то и крупный, что ему не выгодно и неинтересно (да и невозможно по сути) заниматься проектами с мелкими бюджетами, 3 разработчиками и т.д.